Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Читать с разной скоростью.
Если обучению скоростному чтению предшествует обучение по методике медленного (творческого) чтения, отрицательные следствия, о которых говорилось выше, не появляются. Более того, в сочетании этих методик содержатся большие резервы развития способности не только быстро ориентироваться в мире информации, но и быстро решать самые различные творческие задачи. Проведенные опыты показывают, что обучение чтению (и скоростному и медленному) существенно важная основа развития творческого мышления. Научив читать творчески и быстро, мы тем самым опровергаем на деле известную поговорку о бесполезности попыток угнаться сразу за двумя зайцами.
Описанные методики приносят пользу лишь в том случае, когда человек, овладевший ими, понимает, что читать с разной скоростью не менее важно, чем читать быстро. Одно дело смотреть текст с целью поиска материала, необходимого для практических нужд, другое - с целью найти свое оригинальное решение задачи и уже совсем особый случай - чтение психологического романа. Прочитать быстро можно и деловой документ, и художественное произведение. Но утрата ничем невосполнимого психологического аромата, без которого невозможно полноценное переживание, в случае быстрого чтения художественной литературы едва ли может быть чем-либо компенсирована. В этом свете вопрос о скоростном чтении произведений, рассчитанных на возбуждение определенных эмоций, рассчитанных на включение читателя в число "соучастников" (сопереживающих) событий, являющихся предметом авторского воображения, нельзя считать решенным. Скорее всего, такого рода произведения надо читать с "обычной" скоростью, по крайней мере, до того момента, пока мы не научимся не только быстрее читать, но и. быстрее переживать. Сейчас совершенно ясно, что уметь читать с разной скоростью не менее важно, чем читать быстро.
Как развивать мышление.
В различных психологических тренингах руководителей тренировки мышления занимают особое место. Ведь при всех равных условиях результат в работе руководителя в конечном счете зависит от того, способно ли его мышление "выдать" решение проблемы и обеспечить принятие хорошего управленческого решения.
Но проблемы-то разные. А это значит, что надо достаточно четко представлять, для каких целей развивать мышление, для решения какого типа проблем его готовить.
Общее во всех проблемах - это то, что их решение, если они действительно проблемы, а не псевдопроблемы, требует творческих способностей, развивать надо прежде всего творческие начала личности, которые обязательно преломятся в конкретных актах умственной деятельности. Общим является также то, что при решении любых проблем редко или часто, но обязательно используются приемы рутинного труда: стереотипы, алгоритмы, схемы, правила обработки информации.
Следовательно, при переходе к интеллектуальному тренингу нельзя обойти наработку в мышлении человека и навыки к работе "по шаблонам".
Сочетание же главного, творческого, со стереотипным, шаблонным в мышлении может дать эффект творческого использования стереотипных приемов мышления и быстрого введения творческих результатов в управленческую практику в приемлемой для руководителей стандартизованной форме. Понятно, какими большими преимуществами обладает человек, занятый на творческой работе, которому природа, обучение и воспитание "подарили" такую способность. Но если человеку не повезло и эта чрезвычайно полезная способность не очень уж развита - обращение к специальному тренингу мышления становится для него условием и его "выживания" в сфере управления, и его роста и развития как современного руководителя.
Инструментом тренировки, сочетающим возбуждение творческого начала человека и предписывающим к использован стандартных (стереотипных) процедур в мышлении, являет "Алгоритм решения управленческих проблем" (АРУП).
АРУП обеспечивает блокирование особенностей мышления, мешающих решению современных проблем, и способствует раскрепощению творческой составляющей менталитета руководителей.
В АРУП соединены практический опыт решения проблем хозяйственными руководителями с достижениями современной научной психологии и в особенности с исследованиями в сфере технического творчества; где уже более 40 лет применяется так называемый "Алгоритм решения изобретательских задач" (АРИЗ).
АРУП представляет собой список предписаний, выполнение которых руководителем облегчает ему нахождение решения проблем, ускоряет этот процесс, сокращая поле поиска решений. АРУП противостоит движению мысли в русле устаревших схем и шаблонов.