Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
В процессе многочисленных тренингов динамического чтения выявились некоторые недостатки самой системы ускоренного чтения, а именно:
) быстрое чтение является слабокритическим процессом;
2) оно вызывает не очень много ассоциаций;
3) если ему обучать, не заботясь о необходимости развития творческого начала, воспитывается человек с характерными признаками догматического мышления;
4) ускоренное некритическое накопление информации увеличивает зависимость творческих возможностей интеллекта специалиста от своей собственной эрудиции подчас настолько, что у некоторых работников это приводит к утрате способностей творчески решать задачи из-за торможения творческого мышления чрезмерной массой информации.
Дискретное чтение.
С целью нейтрализации вредных последствий скоростного чте
ния была разработана, как мы ее назвали, методика медленного (творческого) чтения. Основная цель методики - развитие способности к творческому восприятию читаемого материала и творческой генерации новых идей на основе и в процессе чтения.
Методика состоит из трех частей, фиксирующих разные уровни требований к обучаемому.
1.
Распознавание. Основное здесь - осмысленное определение места воспринимаемого материала в системе ранее накопленных знаний, установление связей данного материала с информацией из других, изучаемых в то же время документов. На этапе распознавания рекомендуется попробовать найти внутренние связи различных элементов воспринимаемого материала, выделить главное в нем, установить соподчинение различных элементов текста, найти места (понятия, определения, высказывания), которые имеют отношение к предмету собственной деятельности, превратить материал (или его часть) в элемент собственной системы знаний. Хорошим подспорьем в этой работе является использование так называемых "маргиналий" (значков для пометок на полях текстов), с помощью которых удается зафиксировать, скажем, значимость материала для вас или для ваших коллег или оригинальность, изящество, смелость мысли, высокую точность, непонятность, необходимость обсудить с кем-либо, возможность использовать и т.д. и т.п. Полезным является также и "пестрый" конспект, то есть запись материала чернилами разных цветов, разными шрифтами, с использованием для смыслового выделения текстов различных сдвигов материала по горизонтали, по вертикали, различных интервалов между буквами, словами, строчками и т.п. (кстати сказать, пестрый конспект является неплохим средством для усиления нашей способности запоминать).
2.
Минимизация, как уже отмечалось выше, это - сокращение материала без искажения смысла "методом редакторской правки" или способом перекодирования (переложение материла со своими словами). Кажущаяся простота минимизации не должна приводить к упрощенному представлению о той работе, которую предстоит проделать для сокращения материала. Все дело в том, чтобы в итоге минимизации не произошло искажения смысла. А для этого надо иметь ясное понимание значения его отдельных элементов. Результаты этого этапа хорошо контролируются с помощью сравнения выводов, которые получают люди, читающие исходный и уже обработанный материал. Одинаковость этих выводов при достаточно большой разнице объемов текстов является показателем высокого уровня проведенной работы.
3.
Генерирование - процесс выдвижения новых идей на основе "вычитанных" путем их комбинирования, экстраполяции, интерполяции, нахождения системообразующих отношений и т.п. Особенно ответственным является именно этот этап - генерирование. Существует много рекомендаций, реализация которых дает возможность "производить" идеи на основе вычитанных. Здесь и перепланировка материала (установление иных в сравнении с авторскими связей в тексте), и прогнозирование следствий, вытекающих из идей текста, и перестройка собственной системы представлений с учетом нового материала, и объяснение воспринимаемого материала из иных (не содержащихся в тексте) принципов, и выработка противоположной позиции, и "компрометация" содержащихся в тексте идей или (и) аргументов и т.д. и т.п. При всем многообразии действий не должно быть упущено главное - в итоге этих действий должны появляться новые идеи, новые подходы, новые аргументы, новые схемы, новые проекты и тому подобное новое.
Некоторым историческим примером творческого чтения является прием, применявшийся для развития способности к решению задач известным французским математиком и философом Декартом, который больше любил думать сам, чем изучать выводы других. Ознакомившись с основной мыслью новой книги, он закрывал ее на первых же страницах и любил самостоятельным размышлением добираться до заключений автора, что завершалось сравнением полученных результатов с результатами из книги.