Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Быстрое чтение.
Выбор в качестве объекта рассмотрения чтения связан не с модой на "динамическое чтение", а основан на понимании необходимости предоставить людям хоть какие-то психологические средства для "борьбы" против избытка информации, столь характерного для нашего времени.
Знаний накопилось так много, темпы их роста так велики, что практически ни один специалист не в состоянии овладеть необходимым минимумом информации, если он не владеет методом ускоренного чтения. Руководитель страдает от избытка как стратегической, так и текущей информации, пожалуй, больше, чем кто-либо другой. Предпринимаются различные меры, чтобы облегчить руководителям и специалистам работу с информацией. Здесь и создание информационных служб, и оптимизация процедуры предъявления документов, и сокращение размеров публикаций (книг, статей, брошюр), и составление обзоров литературы, и реферирование и т.д. и т.п. Но все это не отменяет необходимости читать.
Практика выдвинула, а теория обосновала необходимость ускорения восприятия человеком информации из любого источника. Возникли системы динамического (скоростного) чтения литературы. В основе этих систем - обобщение опыта некоторых выдающихся личностей, обладавших феноменальными способностями быстро воспринимать и надежно усваивать необходимую информацию.
Основа методов динамического чтения - преодоление так называемого фонического барьера (внешнего или внутреннего проговаривания читаемого текста). Сущность скоростного чтения - блочное восприятие текстов при отсутствии регрессии (возврата назад).
Реальный эффект обучения динамическому чтению - ускорение чтения в 4-6 раз. При этом навык быстрого чтения закрепляется у 80-90% обучаемых.
К настоящему времени в мире уже прошли курсы скоростного чтения более 3 млн. человек, занятых в разных сферах умственного труда (в основном - это управляющие разных рангов и ученые).
Методика быстрого чтения практически сводится к указаниям действовать следующим образом:
) использовать только зрительный канал восприятия информации;
2) видеть слово не как некоторый букворяд, а как отдельный знак по его общим очертаниям (психологически это напоминает узнавание лица человека с одного взгляда без перебор отдельных черт);
) воспринимать сразу даже не слова, а несколько слое или фраз;
) двигаться взглядом не слева направо, а сверху вниз посередине страницы (по условной линии, делящей страницу пополам); для захвата взглядом как можно большего текста по сторонам условной линии, использовать так называемое "периферическое зрение";
5) не допускать никаких возвратов в ходе чтения.
Вспомогательными средствами обучения быстрому чтению являются специальные приборы, построенные для приучения людей распознавать тексты при малом времени экспозиции материала. Существуют два типа таких приборов. Один - с дискретным предъявлением информации - представляет собою панель с окошком, шторка которого открывается с помощью несложного устройства на строго определенное время. Сокращение времени экспозиции (времени открытой шторки)"принуждает" и приучает человека схватывать смысл предъявляемой информации в ускоренном режиме. С закреплением этого навыка приобретается способность любой материал схватывать и осмысливать за срок, в 2, 3, 4 раза более короткий, чем в начале обучения.
Прибор с непрерывным предъявлением информации представляет собой простейший протяжной механизм, перемещающий ленту с естественным текстом в соответствии с задаваемой скоростью. В начальный момент скорость движения текста не должна быть очень высокой (она должна позволять обучающемуся читать со скоростью, соответствующей его естественному темпу чтения, - это этап привыкания). Очень скоро можно изменить скорость, постепенно доводя ее до максимально возможной. Привыкание к последовательно ускоряющемуся процессу движения ленты с текстом и приобретение твердого навыка воспринимать и понимать материал при скоростях в 6-8 раз больших, чем исходные, будет означать, что можно переходить к чтению обычных текстов (без приборов).
При отсутствии приборов, принудительно управляющих скоростью восприятия материала, обучение скоростному чтению тоже возможно. Но в таких случаях функцию приборов должна брать на себя психика человека, что затрудняет обучение и удлиняет его срок.
Эмпирические проверки
выявили большую эффективность методов динамического чтения. В случае быстрого чтения запоминается в среднем более 80% материала, в то время как при "обычном" чтении около 20%. Этот эффект получается за счет того, что в процессе быстрого чтения практически отсутствует отвлечение внимания на любые возмущения. В эксперименте с группой уже обученных людей, которым дали для быстрого прочтения разные по трудности и по содержанию тексты, вокруг них людей создавались самые различные помехи (громкие шумы, крики, музыка разного содержания, хлопки и даже выстрелы из газового пистолета). После окончания чтения всех их спрашивали одно и то же: "Что-нибудь мешало вам при чтении?". Ответ у всех 28 испытуемых был отрицательным. Задавался и другой вопрос: "Не заметили ли вы чего-либо не совсем обычного для читального зала библиотеки, где проходил эксперимент?". (Известно, что в читальных залах громкие звуки не допускаются.) Лишь один из 28 испытуемых вспомнил, что одна и" дверей зала была открыта, а другая закрыта. Стопроцентная концентрация на информации. Не самая слабая тренировка способности полностью сосредотачиваться на материале!