Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Большой мнемонической силой обладает метод перекодирования
. Его смысл в том, чтобы представить (записать, изобразить) материал, как говорят психологи, на другом языке, на том именно, который обладает какими-либо преимуществами перед исходным или, по крайней мере, близок человеку. Ярким, давно известным примером перекодирования может быть хотя бы следующее. Когда порядок цветов в спектре запоминается с помощью легко воспроизводимой фразы "каждый - охотник - желает - знать - где - сидит - фазан" (красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый), то это не что иное, как метод перекодирования в действии. Частным случаем метода перекодирования является прием, названный уподоблением (или аналогией). Он очень прост и вместе с тем достаточно эффективен. Если предмету запоминания вы можете найти некоторое подобие: "Он похож на то-то" - это уже некоторая основа для крепкой фиксации.
Когда мы объясняем, что такое репрезенты умственных способностей, то уподобляем их симптомам в медицине, индикаторам в технике, уликам в юридической практике. Как правило, этого вполне достаточно, чтобы представление о репрезенте осталось в памяти.
В этом же ряду находится и прием, который можно назвать методом образных определений. Если объяснение сущности природы Бога мы завершаем словами JI. Фейербаха о том, что Бог есть проекция человека на небеса", - можно не сомневаться, что это высказывание врежется в память точно так же, как, скажем, "определение" модели как заместителя объекта изучения. С одного раза запоминается фраза B. C. Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось, как всегда". Специалисты окрестили этот способ запоминания методом несуразностей.
Очень сильным приемом запоминания является прогнозирование следствий из того обстоятельства, что мы не запомним то, что надо запомнить. Вопрос ставится просто: что произойдет, если мы не запомним некоторого материала? Чем больше следствий, затрагивающих ваши интересы, вы выведете из этого факта, тем больше вероятность сохранения в памяти материала, предназначенного для запоминания. Например, вам надо напомнить время делового свидания с коллегой по работе. Из того факта, что вы забудете и не придете на то свидание, можно сделать много выводов: во-первых, сорвется обсуждение интересного для вас вопроса; во-вторых, будет поставлен в трудное положение ваш товарищ который должен прийти на встречу, гак как судьба его предложения (рационализации, например) зависит от вашего решения; в-третьих, будет подорван ваш престиж как человека аккуратного и пунктуального. Кроме этих следствий могут быть выведены следствия из следствий, то есть последствия того факта, что вы забудете прийти на встречу. Когда такая мыслительная работа приведет вас к ясному представлению о важности последствий из слабости вашей памяти для вас или для вашего близкого окружения, можно не сомневаться, что необходимый для запоминания материал будет зафиксирован в
мозгу достаточно надежно. Разумеется, можно прогнозировать следствия не только из того факта, что мы не запомним материал. Прогноз следствий из того, что мы запомним, прогноз тех благ (удобств, преимуществ.), которые мы получили, может также способствовать запоминанию, если эти следствия достаточно значительны.
Интересен с практической позиции метод запоминания, именуемый минимизацией. В одном случае - это сокращение материала до легкообозримого с помощью "редакторской правки" или путем его творческой переделки. В другом может быть применен литерный прием - запись некоторого текстового материала по первым буквам того высказывания (предложения, определения, формулировки), которое надо запомнить. (Название хорошо известного ныне квантового генератора света "лазер" является построением из первых букв слов, из которых состоит фраза, объясняющая, что обозначает это слово). В третьем случае - перегруппировка материала для усиления связей между составляющими его элементами и сокращениями малозначащих деталей. Приемов минимизации может быть много. Но применение всех должно подчиняться принципу семерки - число элементов (блоков), которые надо запомнить, не должно превышать семи.
Интеллектуальный тренинг состоит не в теоретическом изучении сути изложенных приемов, а в практической тренировке, обеспечивающей такой уровень развития памяти, когда использование этих приемов станет автоматическим или почти автоматическим.
Мы далеко не исчерпали всего, что можно было бы сказать о путях усиления памяти. Но наша задача иная - дать пример упражнений общей интеллектуальной гимнастики.