Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Современные методы тренировки охватывают все характеристики интеллекта. К сожалению, нет возможности рассмотреть их даже бегло. Поэтому укажем лишь на то, что в наше время системы упражнений и задач, составляющих то, что называют интеллектуальной гимнастикой, столь эффективны, что тренировка по заранее составленной программе может не принести пользы только тому человеку, у которого нет достаточного стремления совершенствоваться и соответственно прилежания в доведении дела до успешного завершения.
Принципы и приемы усиления памяти.
Принято считать, что память - это основа личности. Утрата памяти есть утрата человеком своего "Я", своей индивидуальности. Память является условием осуществления любых процессов в психике человека. Неспособность держать в голове какую-либо информацию означает невозможность мышления по поводу этой информации, невозможность ориентировки в окружающем человека мире. Как двигатель внутреннего сгорания не может работать без горючего, а электромотор без электроэнергии, так и мышление не может осуществляться без информационного "горючего", без того, что держит в своих кладовых человеческий мозг. К тому же память - столь фундаментальная характеристика человека, что ее совершенствование влияет практически на все другие интеллектуальные способности людей.
Прежде чем приступить к тренировке памяти, следует твердо усвоить, что:
) для улучшения запоминания надо знать особенности своей памяти, ее тип, емкость, точность, прочность фиксации материала, готовность к его воспроизведению. Это первый принцип тренировки памяти - принцип индивидуальности;
2) нельзя улучшать память вообще; необходимо твердо установить: для каких целей надо улучшить память. Это фиксируется принципом целевого назначения тренировки;
3) любые характеристики памяти улучшаются, если объект запоминания является предметом вашего личного интереса, если он затрагивает какие-либо важные условия вашей жизни. Это третий принцип - принцип интереса (некоторые ученые называют его принципом эгоизма);
) запоминание и воспроизведение находятся в прямой зависимости от частоты использования того материала, который надо освоить. Это четвертый принцип - принцип активности;
5) возможности запоминания зависят от числа элементов предназначенного для запоминания материала: выявлено, что их количество не должно превышать семи. Группирование материала с учетом этого факта и предписывается принципом семерки.
Соблюдение этих принципов может существенно улучшить способность запоминания. На самом деле, если вы знаете особенность вашей памяти, имеете или вызываете у себя большую заинтересованность в предмете запоминания, многократно и в разных отношениях используете то, что надо запомнить, группируете материал так, чтобы число блоков не превышало "магического" числа семь, - вы уже обеспечили прочную фиксацию или большую возможность прочной фиксации и быстрого воспроизведения материала.
Если же мы знаем еще и некоторые приемы запоминания, ниша способности помнить возрастает во много раз.
Важнейшим приемом улучшения запоминания является разгрузка памяти за счет применения средств так называемой внешней памяти. Это компьютер, простые записные книжки, электронные записные книжки, ежедневники и еженедельники, карточки, таблицы, схемы, магнитные ленты и т.д. и т.п. Правильно говорят, что незаписанная мысль - потерянный клад. Чтобы лучше запомнить то, что нужно постоянно носить в голове, надо избавить ее от необходимости фиксировать все, что можно вынести во внешнюю память. При этом эффективность последней тем выше, чем больше она организована, систематична и чем лучше она выполняет функцию опережающего (предуведомляющего) напоминателя. Средства внешней памяти тогда приносят успех, когда они организованы в систему, удобную именно для данного человека.
Второй прием заключается в организации рабочего места и среды своего обитания по правилу - каждой вещи свое место. Это кажущийся очень простым прием таит в себе большие возможности для освобождения физической памяти от ненужных усилий. Приверженцы этого подхода - англичане - дают массу примеров высокой эффективности памяти за счет организации рабочего места.
Третий прием, именуемый методом контраста, состоит либо в организации (создании) контрастного фона для запоминания материала, либо в нахождении парадоксальных формулировок для выражения того, что надо запомнить, либо в рассмотрении (разборе, анализе) материала, прямо противоположного по смыслу тому, который предназначен для запоминания. Как трудно порой бывает запомнить "гладкий" материал, не содержащий никаких неожиданностей или хотя бы шероховатостей. Когда говорят "Собака укусила человека" - это, может быть, и запомнится, но, вероятнее всего, быстро забудется. Другое дело, когда кто-либо принесет такую весть: "Человек укусил собаку". Если же при этом будет указано, кто этот человек (скажем, житель из 25-й квартиры), да куда именно укусил собаку (скажем, в левую заднюю ногу), это запомнится большинством людей навсегда. Высказывание о том, что в наш век необходим комплексный подход к объектам науки, уступает во много раз по запоминаемости высказыванию "Если человек знает хорошо химию и только химию, то он не знает и химии". Значительно сильнее краткое и образное "Парадокс - есть четырехугольный треугольник", чем долгое и "гладкое" объяснение сути этого логического явления. Еще пример. Крупный специалист по проблеме памяти Бруно Фурст приводит довольно любопытный, легко запоминающийся случай контрастного предъявления информации. В его книге "Учитесь помнить" воспроизведена следующая картина: за современным канцелярским столом, уставленным телефонами, сидит вождь одного из племени американских индейцев в ярко раскрашенной национальной одежде. Невозможно не обратить внимание на эту картину и не запомнить изображенного на ней.