Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России
образовательных учреждений округа включились в апробацию Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
На базе этих школ организована учёба педагогов и администрации по переходу на ФГОС с 1 сентября 2011 года.
В рамках развития поликультурного пространства в школе № 1076 (район Гольяново) функционирует "Школа русского языка. В 10 образовательных учреждениях округа открыта 21 группа по изучению русского языка как иностранного.
Стратегией воспитательной работы является создание в округе единого воспитательного пространства, укрепление воспитательных функций образовательных учреждений. Приоритетными направлениями воспитательного процесса являются гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни.
Выявлению лучших творческих коллективов и творчески одарённых детей способствует окружной фестиваль детского творчества "Хрустальная капелька".
Большое внимание в округе уделяется развитию ученического самоуправления и детского общественного движения. В составе детского движения округа сегодня насчитывается 148 детских и детско-молодежных объединений.
Развитие физкультуры и спорта - одно из эффективных направлений, нацеленных на формирование здорового образа жизни. Основным спортивным мероприятием является Спартакиада "Кубок образования", в которой ежегодно принимает участие свыше 26 тысяч детей.
Традиционным для округа стало проведение научно-практических конференций, фестивалей, конкурсов. Среди них: фестиваль "Рассвет", конференции "Ломоносовские чтения", "Диалог культур", "Целостный мир", "Дети - творцы XXI века", "Ступень к успеху", "Отражение", Экономический Форум.
Сегодня в образовательных учреждениях округа трудятся более 23 тысяч педагогических работников. Педагоги округа - активные участники конкурсного движения ("Учитель года", "Педагог-психолог", "Педагог-внешкольник", "Сердце отданное детям", "Самый классный классный", "Молодой учитель"). Ежегодно педагоги округа участвуют в конкурсе лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" и конкурсе на соискание Гранта Москвы.
Инновационные процессы, определяющие реформирование российского и регионального образования, не смогут обеспечить системных, устойчивых результатов без распространения практики нововведений на уровень управления образовательными системами. Рассмотрим теоретические основы и приоритетные практические задачи по использованию инновационного подхода к управлению региональной системой образования в Управлении образования ВАО г. Москва. В качестве критерия результативности управленческих инноваций регионального масштаба будем ориентироваться на обеспечение качества образовательной деятельности, определяемого учебно-личностными достижениями учащихся.
Стратегия инновационного поведения на уровне управления региональной образовательной системой может варьироваться от активно-приспособительной до активно-адаптирующей.
В первом случае управленческая система ориентируется преимущественно на изменения внутри регионального образования, стремится приспособить его к изменениям внешней среды: социальной, культурной, правовой, экономической.
Во втором случае инновации на управленческом уровне направлены не только на изменение системы образования в соответствии с потребностями внешней среды, но воздействуют на внешнюю для образования среду с целью использования ее возможностей для реализации образовательных целей.
Инновации в управлении образовательными системами делятся также на частичные и системные. Частичная стратегия управленческих нововведений предполагает реализацию отдельных инновационных проектов. Это - путь создания так называемых “точек роста" в развитии образования. На первых этапах реформирования российского образования данный путь чаще всего преобладал в управленческой стратегии Управления образования ВАО г. Москва.
Преимущественная ресурсная поддержка оказывалась образовательным учреждениям новых типов (гимназиям, лицеям и др.) и тем, в которых проводилась экспериментальная работа. Практика показала, что ориентация только на создание “точек роста" не обеспечивает реформирования всей системы, а снижение внимания к работе массовых адаптивных образовательных учреждений ведет к ухудшению качества образования в регионе в целом. Высокий уровень учебных достижений учащихся нескольких “продвинутых” школ не компенсирует низкой образовательной подготовки большей части детей в массовых школах.
Системная стратегия прогнозирует изменение требований к образованию в перспективе, использует метод программно-целевого планирования на среднесрочную и более отдаленную перспективу, определяет приоритетные звенья, позволяющие реорганизовать региональное образование в целом, обеспечивает согласование связей между различными нововведениями.