Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России
К наиболее дискуссионным вопросам модернизации отечественного образования относится проблема регионализации содержания образования. Ее обсуждение показывает наличие существенных расхождений во взглядах: от полного отрицания необходимости региональных отличий в содержании общего образования до предложений о создании т. н. называемых национальных школ.
Можно констатировать, что современное состояние проблемы пока не позволяет отыскать оптимальное сочетание регионального и общефедерального в содержании общего образования. В то же время значимость решения данных вопросов достаточно очевидна, как очевидно и то, что реализация целей и задач модернизации российского образования без учета региональной специфики проблематична.
Трансформация образовательной системы предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, который бы служил механизмом реализации поставленных задач. Процесс реформирования образования в регионах ориентирован обычно на реформирование содержания обучения, изменение учебно-методического обеспечения и трансформацию организационной структуры модели различных образовательных учебных заведений. Более глубокая реформа затрагивает и функционирование всей структуры образовательной системы, что с неизбежностью приводит к изменению взаимосвязей между отдельными элементами системы, а также к возникновению новых структур. Целостность и устойчивость системы образования, эффективность ее функционирования в данных обстоятельствах может быть сохранена только при выполнении определенных условий:
Создание специального механизма обеспечения непрерывности образования и поддержания функционирования системы в переходный период, что предполагает разработку специального пакета антикризисных мероприятий, способного максимально элиминировать негативные последствия возможной временной разбалансировки системы образования в период масштабной образовательной реформы.
Создание специального механизма обеспечения взаимодействия национальной образовательной системы с образовательными системами других стран с целью поддержания преемственности образования в стране в контексте основных тенденций развития международного образования.
Таким образом анализируя процессы управления образовательной системой в период трансформации, следует отметить, что одной из причин кризиса образования стало резкое несоответствие возникших новых форм и содержания и сложившейся в течение десятилетий моделью макроуправления. Уровень управления образовательной системой не сложился как специфическая деятельность, характеризуемая собственными организованностями, механизмами и процессами, точно также как не появились и квалифицированные носители данной деятельности - профессионалы-управленцы. В тоже самое время практически отсутствует теоретико-методологическая модель макро уровня управления образованием, то есть управления образовательной системой как целостной структурой. Таким образом задачи теоретического анализа управления образовательными системами можно определить следующим образом:
. Теоретико-методологический анализ специфики макроуправленческой деятельности, ее содержания, механизмов, организованностей и процессов.
2. Концептуализирование ведущих понятий смыслового поля макроуправления образованием:
· образовательная система;
· образовательное пространство;
· образовательная среда;
· непрерывность образования;
· образование длиною в жизнь.
3. Построение теоретических алгоритмов ядра управленческой деятельности макроуровня - проектирования и программирования образования;
4. Теоретическое обоснование основных механизмов регулирования образовательной системы;
. Теоретико-методологическое определение формата основных нормативно - проектных документов макроуправления образованием.
Реализация поставленных задач исследования позволит сформулировать некоторые теоретические рекомендации по развитию системы макроуправления образованием в РФ и регионах.
Образовательное пространство представляет собою более широкое понятие, чем образовательная система. Она включает в себя не только институты, но масс медиа, ориентированную на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования. а также господствующие в данное время образовательные теории и социально психологические стереотипы, регламентирующие поведения людей по поводу их отношения к образованию. Таким образом, образовательное пространство понятие в значительной степени более сложное и многообразное, чем образовательная система, что, безусловно, не может ни сказываться и на специфике управления.
Образовательная среда также представляет собой комплексное понятие. Данное понятие в значительной степени ориентировано на вычленение индивидуально-личностного аспекта, не столько обучения, сколько непосредственно учения. Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, имеющая интенцию на образование. При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого, каждый человек имеет шанс самостоятельно формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая те или иные образовательный институты или занимаясь самообразованием. При этом можно отметить, что важнейшим условием успешности организации процесса обучения является присвоение обучаемыми способности формирования и постоянного расширения собственного образовательного пространства за счет не только формирования осознанной интенции на учебу, но и при помощи овладения целым комплексом инструментов, доступных в конце двадцатого века практически каждому. Речь прежде всего идет о способах поиска информации о различных учебных заведениях, о навыках обучения при помощи дистанционного образования, о инструментах перехода из одной образовательной системы в другую и т.д. Таким образом можно сказать, что если понятия образовательная система и образовательное пространство носят в значительной степени объективный характер, то понятие образовательная среда в большей степени субъективизировано.