Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России
Важнейшим механизмом регулирующим целостность образовательной системы является деятельность по обеспечению непрерывности образования. Непрерывности образования предусматривает право любого человека, получившего документ о завершении образования в одном учебном заведении поступить на обучение в другое учебное заведение без каких - либо препятствий. Непрерывность образования подразумевает взаимодействие между институтами образования, которое обеспечивает содержательную, технологическую и организационную преемственность в обучении. Непрерывность образования - это, безусловно, креатура национальной образовательной системы, но и на региональном уровне меньшего масштаба она должна постоянно быть объектом самого пристального внимания и заботы управленца. В противном случае неизбежны существенные перекосы в функционировании образовательной системы целой страны. Нарушение непрерывности образования приводит к весьма серьезным проблемам. Так, например, для нашей национальной системы образования характерен сегодня ряд разрывов между институтами средней школы и высшего образования, что вызвано нарушением механизма преемственности образования, которые реализуются при помощи инструментов доступа и допуска к образованию.
Важнейшим рычагом реализации устойчивости системы образования и возможности включения ее в международное образование является механизм аккредитации учебных заведений. Аккредитация представляет собою признания уровня того или иного учебного заведения различными образовательными организациями. Аккредитация может осуществляться как государственными органами, так и различными организациями профессионального характера. На пример какой - то из факультетов учебного заведение может быть аккредитован ассоциацией профессионалов - специалистов, на подготовку, которых направлена деятельность факультета. Именно такой подход позволяет максимально демократизировать систему управления образованием, поставить его под действенный общественный контроль.
Осуществление аккредитации учебных заведений невозможно без системы оценки качества образования. Оценка качества образования рассматривается сегодня как важнейший механизм достижения эффективности образования. Фактически можно говорить о мониторинге качества образования. который должен носить системный характер. Для запуска системы оценки качества образования необходимо наличие представления о критериях качества образования и корпуса экспертов по качеству образования. Механизм мониторинга качества образования предполагает необходимость возникновения независимых институтов и структур, которые могли бы оценивать качество образования и подготовки специалистов по требованию самих учебных заведений. Такой независимый аудит чрезвычайно важен для организации современного уровня образования, поскольку результаты аудита не будут влиять на принятие управленческих решений по отношению к учебным заведениям, а значит учебные институты будут заинтересованы в том, чтобы самостоятельно оценивать свой учебный процесс и иметь представление о направлениях его трансформации и улучшения. Важнейшим механизмом управления образовательной системой является процедура сравнения дипломов, поскольку только она позволяет обеспечить баланс между внутренней устойчивостью системы и ее взаимосвязью с мировым рынком образования. Для успешности процесса сравнения дипломов в контексте сравнения образования необходимо организовать специальную деятельность по созданию кредитной системы, которая позволит ввести реальные критерии оценки качества образования в различных образовательных системах. Управленцы образования должны осознать, что сегодня кредитная система становится актуальной не только для Соединенных Штатов Америки, но и для всех англоязычных стран.
Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа управления образовательной системой в регионе можно сформулировать некоторые теоретические рекомендации:
. Необходимо в кратчайшие сроки разработать теоретическую модель макроуправления образованием в РФ, рассматривая макроуправление как уровень управления образовательной системой. Данная модель должна учитывать современный международный опыт и национальные традиции, характерные для системы образования.
2. На основе теоретической модели необходимо построить эмпирическую модель макроуправления, которая будет носить практико-ориентированный характер.
. Для организации эффективного процесса управления образовательной системой необходимо разработать теоретическое обоснование структуры институтов управления и включить в эту структуру новые элементы и институты
. Для обеспечения эффективности управления необходимо теоретически обосновать механизмы управленческой деятельности и создать систему функционирования различных институтов управления.
На основе созданной модели управленческой деятельности необходимо в кратчайший срок разработать теоретическое обоснование и практические модели по различным инструментам управления региональным образованием.