Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России
Остановимся на основных характеристиках стратегии системных инноваций в управлении образовательной системой в Управлении образования ВАО г. Москва за период 2009-2010 гг
. Системный подход базируется на идее целостности развития образовательной системы округа. Он предполагает, что вводя новшества на управленческом уровне, органы управления имеют образ того, что они хотели бы получить в перспективе и, исходя из этого, определяют последовательность действий. Цель выстраивания приоритетов на основе образа прогнозируемого состояния образования - обеспечить такой переход к будущему состоянию, при котором, во-первых, не нарушается стабильное функционирование школы, во-вторых - выбор нововведений осуществляется на основе критерия результативности по отношению ко всей системе.
. Системная стратегия управленческих инноваций ориентирована на результат. Желательный результат изменений представляет собой иерархическую структуру диагностируемых и контролируемых целей. Этот принцип управленческой стратегии в образовании представляется чрезвычайно важным в условиях российского образования. Десятилетиями складывалась в нашем образовании тенденция активно совершенствовать процессуальную сторону обучения: разрабатывать и внедрять новые формы и методы обучения, недостаточно уделяя внимание постановке целей и диагностике главного результата работы школы и учителя - учебным и личностным достижениями учеников. Это приводило (и до сих пор приводит) к тому, что за успехами в организации процесса обучения теряется его результат: Учитель недостаточно продумывает параметры и критерии достижений учащихся, практически не владеет соответствующими диагностическими процедурами отслеживания этих достижений. За единственный и исчерпывающий результат принимается успеваемость, определяемая по субъективному методу балльной оценки. В условиях государственной политики введения независимого тестирования достижений выпускников общеобразовательных школ педагог и школа в целом оказываются неготовыми к ситуации ориентированности на реальный результат образовательного процесса.
. Стратегия системных инноваций в Управлении образования ВАО г. Москва использует принцип опережающего управления: предвидение возможных осложняющих факторов позволяет реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям для системы образования. Для этого определятся система промежуточных целей. Реализация каждой из них контролируется и служит основанием для принятия тех или иных управленческих решений. Особое место среди промежуточных целей занимает изменение организационной структуры и функциональных процедур внутри самой системы управления.
Активно-адаптирующая системная стратегия инноваций в Управлении образования ВАО г. Москва включает в себя программно-целевой подход к управлению. Он предполагает:
установление социально обоснованных и реально достижимых к определенному сроку целей;
разработку перечня необходимых действий по всем видам и направлениям деятельности образовательной системы и взаимодействующих с ней внешних организаций и структур региона;
определение необходимых средств - финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и др.;
определение ответственных исполнителей на уровне управленческих, образовательных, финансовых и других структур, организаций, учреждений, работников.
Предлагаемая модель инновационного подхода к управлению образовательной системой использует на базе Управления образования ВАО г. Москва также создание и использование сетевых организационных структур. Сетевые управленческие структуры - организационная форма, использующая принцип разнообразия и учитывающая человеческий фактор.
“Сетизация” является методом стратегического менеджмента, заключающимся в формировании сети с узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями клиентов и партнеров, а также в соответствии с маркетинговой конъюнктурой в области образования. Сетевые системы отражают связи между элементами внешней и внутренней среды регионального образования. Сетевая структура предполагает создание сети, объединяющей внешних и внутренних партнеров, отличающихся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, высоким творческим потенциалом, способностью разрабатывать и реализовывать самостоятельную программно-целевую деятельность в рамках единого стратегического подхода.
Таким образом, в предлагаемой модели инновационный подход к управлению образовательной системой округа должен быть активно-адаптирующим, системным, использующим программно-целевой подход и метод сетевых управленческих структур.
Разработка инновационная модели управления образовательной системой в ВАО г. Москвы требует серьезной исследовательской работы. Она может быть создана в результате коллективных усилий работников управления, ученых, педагогов-практиков, родительской общественности. Сегодня такая модель выступает скорее как проблемная задача, обусловленная необходимостью поиска новых способов управления системой образования для обеспечения ее устойчивого развития в ситуации качественных, часто непрогнозируемых изменений.