Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России
Примеров подобного рода концепций можно приводить очень много, к сожалению современный теоретический уровень проектирования образования в нашей стране не выдерживает никакой критики, что вполне объяснимо для общественной системы переходного периода.
При проектировании развития образования региональных образовательных систем, как элемента национальной образовательной системы на стадии концептуализации логично разрабатывать не столько концепции как таковые, но концептуальное обоснование, которое будет использовать основные идеи концепций первого или второго уровня, не претендуя на создание эталонного теоретического документа в масштабах города или района. При этом основные усилия лучше направить не на разработку философско-методологических оснований, а на выработку практических следствий из уже имеющихся документов, регламентирующих развитие национального уровня образования;
Проектирование образование таким образом оперирует не только концепциями как нормативными документами, описывающими предельные характеристики создания идеальной модели. но и концептуальным обоснованием, которое может быть элементом проекта и разработка которого не требует междисциплинарного подхода и значительных усилий больших коллективов ученых;
Важно отметить, что программы развития национальной системы образования должны в полном объеме моделировать развитие образовательной системы как целостной, само развивающейся структуры, способной задавать направление развития общества на длительный период и поэтому они не могут разбиваться на отраслевые и региональные программы, которые будут представлять собою уже документы другого порядка.
Таким образом, классифицируя программы, проектирующие развития образования можно выделить следующие их типы:
. Программы национального уровня, предусматривающие основные ориентиры развития образования на длительный период с учетом конкретных факторов социально - экономического и политического влияния на систему образования.
2. Программы развития регионального образования. которые с учетом национальной программы, формируют модель развития системы образования области, города и района.
. Отраслевые программы развития. которые программируют перспективы той или иной сферы образовательной системы с учетом общих ориентиров, задаваемой национальной программой.
В современной российской системе образования складывается ситуация, когда в отсутствие концепции национальной школы, в отсутствие реальной программы развитие национальной системы образования, разрабатываются отраслевые программы развития образования и региональные программы развития. Второй и третий уровень программирования в значительной степени опережает первый - это не предает устойчивости образовательной системы и не способствует обозначению ясных перспектив ее развития. Особенно парадоксальной данная ситуация выглядит в ситуации, когда задание на разработку программ развития получают непосредственно институты образования, в то время как еще не подготовлены программы развития региональных систем образования. Такая ситуация, конечно не может привести к тому, что будет разработана перспективная реалистическая модель учебного заведения завтрашнего дня.
Создание динамической модели образовательной системы вовсе не означает необходимости выполнения, каких-то раз и навсегда, данных алгоритмов. Не обязательно должна присутствовать и жесткая последовательность написания программ определенного уровня общности и целостности. Для динамической демократической образовательной системы достаточно присутствие всех типов программирования одновременно, поскольку они постоянно будут дополнять и развивать друг друга. Следование определенным алгоритмам необходимо на этапе запуска функционирования новой модели образовательной системы, когда необходимо четко определить предельные цели развития и миссию системы, ее основные параметры и форматы. В данном случае, в период трансформации образовательной системы, конечно, нельзя обойтись без следования иерархии создания программ первого, второго и последующих уровней. Очевидно, что данное положение характерно для стран, существенным образом, меняющим свою образовательную модель или осуществляющих глубокую структурную реформу.
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности. которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно-нормативную документацию. В то же самое время содержанием деятельности является обеспечение непрерывности и целостности образования внутри образовательной системы и возможности взаимодействия различных образовательных систем в масштабах мирового образования. Фактически это означает, что управление образовательной системой должно, прежде всего, быть ориентировано на обеспечении целостности системы, что является залогом ее успешного функционирования и развития. Обеспечение целостности возможно только как осуществление баланса внутренней устойчивости и внешней взаимосвязи с другими образовательными системами. Данный баланс реализуется при помощи определенных механизмов, которые являются важнейшими инструментами управленческой деятельности