Факторы становления и развития деловой карьеры на предприятии
Образование во многом определяет карьерное развитие работника. С момента начала профессиональной деятельности образование, полученное в период зарождения деловой карьеры, может быть существенно дополнено учебой в других вузах, прохождением различных курсов обучения, и каждое изменение в образовательном уровне повышает профессиональный потенциал работника и его шансы на дальнейшее продвижение, независимо от того, кто выступал инициатором получения образования: сам субъект или организация.
Уровень профессиональной компетентности является одним из главных факторов развития деловой карьеры. Основой для анализа данного фактора выступает предшествующий оценке практический опыт работы работника в различных должностях и проектах, и прежде всего результаты его работы на предыдущей должности.
Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей предпосылкой продвижения, отражая готовность работника к работе на очередной должностной ступени. Однако, в целях наиболее эффективного продвижения работника следует тщательно оценивать не только результаты деятельности в текущей должности, но и потенциал кандидата на повышение [38].
Стаж трудовой деятельности (общий, внутриорганизационный, внутридолжностной) выступает в качестве показателя имеющегося у работника практического опыта наряду с уровнем профессиональной компетентности. При прочих равных показателях преимущество имеет работник с более длительным стажем трудовой деятельности.
Уровень творческой активности в процессе трудовой деятельности является показателем степени креативности - одной из главных черт идеальной модели работника - и проявляется в активном участии работника в обсуждении внутрифирменных проблем на совещаниях, семинарах.
О творческой активности работника можно судить и по его участию в написании статей во внутрифирменных и общих печатных изданиях. Создание условий для реализации творческой активности работников является одной из задач системы управления деловой карьерой, что переплетается с указанными выше задачами углубления карьерного пространства посредством выстраивания дополнительных векторов.
Среди психологических личностных факторов можно выделить: уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение), эмоционально-волевые состояния (воля, эмоциональная и стрессоустойчивость), управленческие способности, личностно-деловые качества, установку на карьеру, самоидентификацию с типом карьеры.
К психо-физиологическим факторам карьеры работника можно отнести темперамент, врожденное состояние органов чувств, речи, общее состояние здоровья и работоспособность.
Темперамент во многом определяет пригодность человека к той или иной профессии. Необходимым условием успеха становится отбор людей с тем типом темперамента, который пригоден для данной профессии [17].
Состояние органов чувств (слух, зрение), речи (высота, тембр) может как благоприятствовать, так и препятствовать успешному развитию деловой карьеры работника. В частности, «дефекты органов чувств, речи, внешности» относятся к факторам торможения, поскольку затрудняют процесс общения, налаживания контакта, играют не в пользу имиджа, - одним словом вредят карьере [15].
А относительно имиджа (для которого внешность, манера общения, речь являются ключевыми компонентами), согласно утверждению В.Ю. Иванова, «все, что создает вам помехи или находится на среднем уровне, не будет способствовать росту вашей карьеры» [16].