Факторы становления и развития деловой карьеры на предприятии
По времени (продолжительности) действия факторы можно разделить на кратковременные (ситуативные) и постоянно действующие (устойчивые).
Ситуативные факторы в зависимости от стадии общего карьерного развития можно разделить на факторы, действующие на этапе зарождения (стартовые условия), развития карьеры и т.д.
По характеру оказываемого влияния можно выделить факторы торможения (сдерживания, сопротивления) и факторы благоприятствования развитию деловой карьеры. Вместе с тем, многие факторы могут оказывать двойственное влияние, будучи в одном случае содействующими, а в другом - тормозящими развитию деловой карьеры, поэтому выяснение характера действия каждого из факторов требует ситуационного подхода. Общий анализ предполагает рассмотрение каждого из факторов в контексте «опасности-возможности».
Стартовые условия деловой карьеры действуют в период зарождения карьеры, однако во многом определяют все ее дальнейшее развитие. Среди них выделяют следующие основные группы: базовое обучение, наличие неформального опыта управленческой деятельности, семья (родители), характер самоопределения, готовность к управленческой деятельности, социальные условия, в которых человек родился и вырос [29].
Базовое обучение как группа в ряду стартовых условий деловой карьеры объединяет факторы, связанные с получением общего среднего и профессионального (профессионально-технического, среднего технического, высшего) образования. Среди них особое значение имеют факторы, связанные с получением высшего образования.
Среди данной группы факторов, связанных с субъектом деловой карьеры, называют: уровень успеваемости во время обучения, форму обучения (дневная, заочная), творческую и профессиональную активность субъекта в вузе.
Уровень успеваемости, обнаруженный человеком во время обучения, является отражением его способности получать и демонстрировать знания, при этом косвенно указывая на степень развития психических явлений и процессов: память, внимание, мышление и др. Средний балл в дипломе, как отмечает Л.А. Кудринская, являлся одним из главных стартовых факторов развития карьеры выпускников вузов [24].
Однако, действительный уровень успеваемости может отличаться от зафиксированного в свидетельстве об окончании учебного заведения. Последний может являться следствием ориентации учащегося не на знания, а на отметки, его умения «угодничать» ради положительных отметок, подстроиться под преподавателя, что потенциально содержит в себе угрозу возникновения карьеризма в основе поведения будущего работника. При отборе (в частности в ходе процесса найма, испытательного срока) важно распознать, что стоит за оценками в дипломе кандидата. Это требует объективной оценки существующих знаний кандидата.
Творческая и профессиональная активность в вузе как фактор карьеры называется многими исследователями. Ее положительное влияние не вызывает сомнений. Кандидат, принимавший активное участие в научных конференциях в ходе учебы в вузе, обучения в аспирантуре, с большей вероятностью имеет не только более широкий кругозор знаний, системность мышления, но и опыт публичного выступления, участия в совещаниях. Поэтому в рамках управления деловой карьерой следует выявлять степень актуальности данного фактора в ходе собеседования, при изучении резюме.
К факторам, имеющим отношение к среде, или «вузовским факторам» карьеры в группе базового образования можно отнести: престиж вуза на рынке труда, в глазах потенциальных работодателей, профориентационную активность вуза, его связь с потенциальными субъектами предложения рабочих мест.