Факторы становления и развития деловой карьеры на предприятии
Престиж вуза на рынке труда определяется авторитетом, полученным в результате длительного опыта подготовки в рамках вуза специалистов, подтвердивших свою квалификацию достижениями в практической деятельности.
В современных российских условиях за внешним престижем многих вузов стоит не столько действительная ценность подготовки специалистов в данном учебном заведении, сколько прежние заслуги вуза, но несмотря на это, информация о престижности имеет значение при отборе претендентов. В условиях рыночной экономики уровень престижа можно выявить посредством изучения рейтинга вузов, приводимого в периодических изданиях и других источниках.
Профориентациоиная активность вуза, его политика и действия в области обеспечения занятости своих выпускников, может играть значительную роль в карьерном развитии будущего работника. Этот фактор непосредственно связан с предыдущим, то есть престиж вуза определяется и его профориентационной активностью.
Содействие вуза профессиональной ориентации студентов повышает его престиж. Вузы должны быть заинтересованы в налаживании, укреплении связей с потенциальными работодателями, и организации, ориентированные на оптимизацию деловой карьеры кадров, могут найти здесь точки соприкосновения с вузами.
По мнению Л.А. Кудринской, если раньше действовал механизм государственного распределения, то на современном этапе развития России вузы, наряду с субъектом карьеры и организацией, должны стать основными субъектами управления деловой карьерой [24].
Семья, в частности, родители субъекта деловой карьеры играют большую роль в его предварительной ориентации на профессию. Их усилия, направленные на информирование и создание привлекательного образа выбранной профессии в глазах ребенка, в том числе и на основе личного примера, во многом определяют дальнейший выбор ребенком своего поприща.
Так, например, по данным исследований, проведенных Е.Г. Молл на российских предприятиях, устойчивое стремление стать руководителем у детей, чьи родители (мать и/или отец) являются руководящими работниками, встречается в 1,3-1,7 раза чаще (самый высокий показатель характерен для семей, где руководящим работником является мать), чем у их сверстников, родители которых не принадлежат к категории управленческих кадров [40].
Следует отметить, что привлекательность образа конкретной профессии в глазах ребенка на данном этапе определяется также политикой государства в отношении данной профессии и средствами, используемыми им для формирования в общественном сознании положительного образа: пропаганда через СМИ, ИНСТИТУТЫ школы.
Основные факторы деловой карьеры действуют на всех стадиях ее развития, идущих за периодом зарождения, и по происхождению, как уже было отмечено, также рассматриваются относительно субъекта деловой карьеры. По данному основанию их можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние (личностные) факторы, в свою очередь, по происхождению можно разделить на социально-демографические, профессионально-квалификационные, психологические и психо-физиологические.
Среди социально-демографических факторов, оказывающих влияние на карьерное развитие, можно назвать такие характеристики субъекта деловой карьеры, как: пол, возраст, семейное положение, статус родителей, место основного проживания.
Профессионально-квалификационные факторы объединяют в своей группе: образование (уровень знаний на момент оценки), уровень профессиональной компетентности, стаж трудовой деятельности, творческую активность в процессе трудовой деятельности.