Конкурентная разведка особенности ее проведения современными российскими предприятиями
В условиях рыночной экономики руководителю предприятия для эффективно управления необходима объективная и всесторонняя информация в занимаемом им сегменте рынка об изменениях в планах, стратегии и поведении конкурентов, и другими данными, в том числе о макроэкономических процессах, колебаниях спроса и предложений на рынке, о внедрении новых технологий и достижений науки в промышленное производство.
Развитие информационной среды в Российской Федерации, правовые аспекты доступности информации и использование ее в интересах предпринимательства предопределили актуальность выбранной темы: «Конкурентная разведка особенность ее проведения современными Российскими предприятиями».
Роль информации, ее своевременность и достоверность имеет важное значение для успешного ведения бизнеса. С развитием структуры предпринимательской среды появляются новые отделы и направления оказания преимущественно информационных услуг, которые обеспечивают успешную деятельность предприятия в целом.
Одним из направлений получения информации в интересах предприятия является деятельность конкурентной разведки. На мой взгляд, основные направления деятельности или задачи конкурентной разведки сводятся к следующему:
1. обеспечить руководителя, определяющего политику компании, объективной, своевременной и полной информацией о положении предприятия в конкурентной среде;
2. своевременное предупреждение руководителя о всех неблагоприятных возможных изменениях в предпринимательской среде с тем, чтобы на основании заслуживающей внимание любой информации руководитель мог принять единственно правильное управленческое решение;
3. поиск новых ниш, возможностей.
В своей деятельности сотрудники конкурентной разведки, сталкиваются с необходимостью обработки большого количества информации самого разнообразного характера. Умение ориентироваться в потоке новых сведений и данных с тем, чтобы правильно организовать свою деятельность, является чрезвычайно важным элементом в работе каждого структурного подразделения.
Профессионализм руководителя и его персональная ответственность за управленческие решения во многом зависит от осознания им внутренних сильных и слабых сторон компании и его готовности и умения оптимально использовать данные конкурентной разведки в контексте общей обстановки.
Одной из особенности деятельности конкурентной разведки является фидуциарный (лично-доверительный), индивидуальный характер между руководителем предприятия и исполнителем. Эти правоотношения могут быть основаны на трудовых обязательствах, если отдел конкурентной разведки находится в структуре предприятия, либо на ином договоре (обычно на договоре возмездного оказания услуг), если исполнителем является самостоятельное юридическое лицо (либо частное охранное предприятие).
Для обоюдного уяснения задачи необходимо представлять, какие именно факторы могут оказать наиболее существенное влияние на предмет, который изучается в настоящее время. Цикл сбора разведданных состоит из четырех базовых элементов:
1. выбрать (определить), что именно требуется знать;
2. собрать информацию и убедиться в ее достоверности;
3. преобразовать собранную информацию в конечный продукт (данные);
4. обеспечить своевременную доставку этого конечного продукта к тем, кто определяет политику предприятия.
Информация, предоставляемая подразделением конкурентной разведки, должна позволить прогнозировать действия предприятий конкурентов. Следует учитывать, что данная информация подлежит непрерывной перепроверке в динамике ее развития с учетом изменений конкурентной среды.
Конкурентная разведка является важной частью стратегического планирования. Деятельность подразделения конкурентной разведки можно отнести к механизму позволяющей компании составить хороший стратегический план и выполнить его, с учетом постоянных изменений в предпринимательской среде.
Ключевая роль аналитической составляющей менеджмента на основе предварительной и объективной информации явилось предпосылками для деятельности, связанной с получением, сбором и обработкой данной информации.
Цель исследования состоит в анализе определения места и роль конкурентной разведки в обеспечении интересов бизнеса в Российской Федерации. Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
– изучить принципы конкурентной разведки;
– определить способы сбора, анализа и обработки информации:
– отобразить легитимные, этические возможности сбора информации в современной России.
При написании настоящей работы автором предпринята попытка показать и раскрыть понятие конкурентной разведки.
Практическая значимость работы состоит в исследовании вопросов о деятельности конкурентной разведки:
раскрытие принципов деятельности конкурентной разведки,
процессе деятельности конкурентной разведки (от постановки задачи до доведения информации руководителю предприятия)
особенности получения информации в условиях Российской Федерации,
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретические аспекты конкурентной разведки
- Роль и место конкурентной разведки в системе управления бизнесом
- Принципы конкурентной разведки
- Анализ и обработка информации в конкурентной разведке
- Тактические и стратегические задачи конкурентной разведки
- Деятельность конкурентной разведки в условиях Российской Федерации
- Средства массовой информации
- Реклама и иные публикационные издания
- Выставки и презентации
- Средства интернет как инструмент конкурентной разведки
- Информация, полученная путем обратного инжиниринга
- Методы сбора информации: контентный анализ и мозаичный метод