Деятельность конкурентной разведки в условиях Российской Федерации
В Российской Федерации «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Информация в различной форме используется в самых разных отраслях человеческой деятельности. В дипломной работе будут рассмотрены понятия информации, которые представляют собой разнообразные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В таком значении и форме представления информация наиболее соответствует деятельности конкурентной разведки.
В законодательстве Российской Федерации имеется и другая формулировка: «массовая информация» – это предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если исходить из того, что специализированное понятие «массовая информация» образуется от более общей категории «информация» посредством уточняющей формулировки «предназначенные для неопределенного круга лиц», то можно сделать следующий вывод: информация – это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы.
В Федеральном Законе «О средствах массовой информации» термин «сообщения» используется законодателем неотрывно от термина «материалы». Две приведенные формулировки отражают различные подходы к пониманию сущности информации. Принципиальное отличие второго подхода – представление информации исключительно в «овеществленном» виде, т.е. на каком-либо материальном носителе.
Все это можно было бы воспринять как отвлеченные научные теории, если бы в ряде случаев от применения той или иной концепции при толковании правовых норм не получались бы юридически значимые последствия, существенным образом отличающиеся друг от друга. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне», под «передачей информации, составляющей коммерческую тайну» понимается передача информации, зафиксированной на материальном носителе. Вместе с тем, при определении там же термина «разглашение» законодатель подчеркивает, что несанкционированное получение информации третьими лицами может осуществляться «в любой возможной форме» (например, устной).
Правовое регулирование в сфере информации основывается на принципах:
1. свобода поиска и получения, передачи, производства и распространение информации любым законным способом.
2. установление ограничений к доступу информации только Федеральными законами.
3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Всю информацию можно условно разделить на две основные категории доступа: открытую (общедоступную) и с ограниченным доступом. В свою очередь, информация с ограниченным доступом по своей правовой природе также подразделяется на два вида: сведения, составляющие государственную тайну; конфиденциальная информация.
Если информация не подпадает ни под один из двух вышеназванных видов, то она является открытой. Термин «конфиденциальная информация» определяется статьей 2 Закона «Об информации, информатизации и защите информации», как «документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ». Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ №188 от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», в соответствии с которым к конфиденциальной информации относятся: