Тактические и стратегические задачи конкурентной разведки
Конкурентная разведка как дисциплина первоначально занималась процессами и средствами для сбора, анализа и распространения разведывательных данных, позволяющих сотрудникам принимать качественные и эффективные решения. Эти решения могут быть по своему характеру либо стратегическими, либо тактическими.
Тактическая (ориентированная на продукцию) конкурентная разведка обеспечивает потребности производственного отдела, служб маркетинга и продаж.
Стратегическая обеспечивает потребности топ-менеджмента (для принятия кратко- и долгосрочных решений).
Специалист конкурентной разведки при нахождении информации и ее анализе должен определить является ли данный материал конкурентной информации стратегической, тактической или «иной» информацией. При нахождении стратегической информации, она передается ключевым лицам, принимающим решения. Тактическая информация анализируется для выполнения запроса, а «иная» информация вносится в каталог, и сохраняться, пока не будет получена новая информация.
Необходимо отметить, что любая информации может быть стратегической, тактической или «иной» в разный промежуток времени. Это временное измерение определяет, является ли данная информация важной в тот или иной день.
Отдел продаж и отдел маркетинга предоставляют широкие возможности для анализа многоуровневой деятельности конкурентной разведки. Таким образом отделы продаж и маркетинга часто используются в качестве модели для исследования процесса координации стратегической и тактической разведывательной информации.
Для типичных отделов продаж и маркетинга характерно достаточно четкое разграничение основной деятельности по трем иерархическим уровням. Сотрудники, отвечающие за продажи на стратегическом уровне, участвуют в прогнозировании, установлении квот, стратегическом контроле, проникновении на рынок, планировании и распределении ресурсов. Сотрудники, отвечающие за продажи на тактическом уровне, сосредотачиваются на реализации стратегических целей, взаимодействии с крупными клиентами, обмене «оперативной» информацией с высшим руководством и управлении сотрудниками отдела продаж. Сотрудники, отвечающие за продажи на оперативном уровне, концентрируют свои усилия на формулировании предложений потребителям, определении цен, взаимодействии с покупателями, обслуживая выделенный им регион или территорию. Сотрудники, отвечающие за маркетинг на стратегическом уровне, определяют диапазон предлагаемых на рынке продуктов, составляют бюджеты и маркетинговые планы и участвуют в разработке позиционировании продуктов. Сотрудники, отвечающие за маркетинг на тактическом уровне, сосредотачиваются на управлении продуктами компании, развитии рынка, ценообразовании, продвижении и распространении. Наконец, сотрудники, отвечающие за маркетинг на оперативном уровне, участвуют в изучении рынка и потребителей и в сборе маркетинговой разведывательной информации. Наиболее подходящие виды продуктов и услуг КР будут варьировать в зависимости от статуса руководителя, принимающего решения в организации. Эти потребности необходимо координировать, чтобы добиться «симбиоза» стратегической и тактической информации.
Тесное общение и различные виды оперативно взаимодействия между отделами продаж и маркетинга могут увеличить способность фирмы координировать стратегическую и тактическую разведывательную информацию.