Методы сбора информации: контентный анализ и мозаичный метод
Поиск информации по конкретным словам, поисковой строке, относится к аналитической деятельности. К аналитикам можно отнести людей, которые активно эксплуатируют существующие модели и социальные стереотипы в интересах практической деятельности, творчество которых проявляется в эффективном комбинировании различных методов. Принято считать, что в число аналитиков, как правило, входят лица, наделенные властными полномочиями.
Сотрудники конкурентной разведки при поиске, получении и анализе информации, опираются на поставленную руководством задачу, при этом применяют свой опыт и интуицию с целью предоставления именно той информации, которая непосредственно связана с принятием управленческого решения. В этой связи сотрудников конкурентной разведки относят к интеллектуальной элите.
Одним из аналитических способов обработки информации контент-анализ. Рассмотрим его сущность, задачи, процедуры применения. Суть методики контент-анализа заключается в поиске информации по конкретным словам, словосочетаниям и / или темы (т.н. «смысловым единицам»). Контент-анализ является разновидностью работы с документами (рекламные материалы, публикации, стенограммы групповых дискуссий), основанной на их формализованном качественно-количественном изучении. Метод контент-анализа предполагает формальную фиксацию, числовую обработку, оценку и анализ содержания информационного источника в контексте конкретной исследовательской проблемы.
Контент-анализ позволяет, прежде всего, узнать наполненность среды объектом поиска. Кроме этого, выявляется отношение носителя к проблеме (позитивное, негативное, нейтральное). Контент-анализ часто применяется для определения насыщенности рекламоносителя рекламными обращениями, при оценке эффективности рекламы или анализе конкурентной среды.
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации (измерение качества в количественных, числовых величинах, например в баллах) полученных данных.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
К основным процедурам контент-анализа относятся:
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т.п.
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования. В исследовании информации сотрудники конкурентной разведки оценивают и анализируют содержание информационного источника в контексте конкретной поставленной задачи.
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. Сотрудники конкурентной разведки, исходя из поставленной задачи, в качестве единицы счета используют обычно применяемые в информационной среде термины: объект дохода, учредитель, поставщик, контрагент, собственность и т.п.
В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);