Менеджмент сегодня

Исследование управления системой образования в регионе

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования - сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.

В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач - модернизация системы общего образования, которая является фундаментом российской образовательной системы. Этот процесс предполагает, прежде всего, поиск эффективных подходов к обеспечению оптимального баланса между федеральной, региональной и локальной (местной) составляющими системы общего образования. Одним из возможных способов обеспечения этого баланса является разработанная в 1990-е гг. трехкомпонентная модель построения Государственного образовательного стандарта общего образования (включает три компонента в их целостном единстве - федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения). Научное осмысление этой проблемы и дискуссии по ее основным аспектам продолжаются.

Успешность модернизации образования в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными компонентами системы образования. В современной России необходимо определить роль регионализации системы образования, ее соотношения с федеральными основами для обеспечения стабильности многонационального государства.

Развитие региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся и специфике региона представляет шаг вперед в развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Образование, построенное на основе приоритета личностных образовательных интересов человека, функционирующее как система, оказывающая образовательные услуги, потребителем которых является конкретный человек, а не как система по подготовке кадров, где в качестве потребителя выступают производство, экономика, государство, не может ни реагировать на специфические особенности, в том числе региональные, интересов потребителя.

Эта специфика образовательных интересов и потребностей каждого человека является следствием различий не только его личных способностей, но и тех условий, в которых конкретная личность осуществляет свое индивидуальное образование. Для описания данных условий наиболее адекватным представляется использование термина “образовательное пространство”. Именно свойства и специфические особенности образовательного пространства конкретного региона определяют своеобразие его системы образования, отличия от других региональных систем образования.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность

изучения темы дипломной работы.

Целью

написания работы является анализ управления системой образования в регионе и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

:

· определить понятие и дать общую характеристику региональных образовательных систем;

· исследовать особенности функционирования и развития региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономических условиях;

· выделить актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России;

· дать общую характеристику деятельности Управления образования ВАО г. Москвы;

· провести анализ управления системой образования в ВАО г. Москвы;

· выделить недостатки и определить перспективные черты управления образованием в регионе ВАО г. Москвы;

· описать основные положения проекта региональной системы контроля качества образования в регионе;

· создать оптимальную модель управления системой образования в регионе ВАО г. Москвы;

· произвести расчет экономической эффективности внедрения предложенных мероприятий.

В этой связи в качестве объекта

нашего исследования выступает региональная (и с этой точки зрения специфическая) образовательная система Московской области на примере Восточного административного округа.

Предмет исследования -

система социально-психологических и психолого-педагогических условий, определяющих процесс формирования региональной политики как комплекса деятельностей, обеспечивающих функционирование и развитие образовательной системы.

Теоретико-информационную базу

исследования составили современные государственные образовательные стандарты и система управления образованием, работы отечественных и зарубежных ученых в сфере управления системой образования. К таким трудам следует отнести работы

Методы

, используемые при написании работы: исторический, сравнительно-аналитический, проектный.

Теоретическая значимость

работы заключается в том, что в ней проведен теоретический анализ существующих образовательных стандартов и системы регионального управления образованием в различных регионах РФ, изучены модели управления системой образования в регионах в современных социально-экономических условиях.

Практическая значимость

работы заключается в том, что спроектированная в работе региональная система управления качеством образования для ВАО г. Москвы может применяться в других районах Москвы и других регионах РФ при разработке и формирования региональных образовательных систем управления качеством образования.

Структура работы

представлена введением, тремя главами, включающими 8 параграфов, заключением, списком использованных источников и приложениями.

Характерные особенности и проблемы управления системой образования в регионе