Недостатки и перспективные черты управления образованием в регионе ВАО г. Москвы
Анализ управления образования в Восточном административном округе г. Москвы нельзя рассматривать отдельно от системы мероприятий г. Москвы.
За последнее время в систему образования Москвы были вложены значительные финансовые ресурсы: на строительство объектов образования, информатизация системы образования, были открыты 3 городских педагогических ВУЗа с хорошей материально-технической базой, один из которых находится в ВАО г. Москвы. Московские учителя получают надбавки к основной своей зарплате.
При этом можно констатировать, что, несмотря на значительные инвестиции система образования Москвы характеризуется закрытостью, неэффективным взаимодействием с федеральными властями, высокой дифференциацией школ, высоким возрастом директорского и административного составов, практически отсутствием реальных механизмов участия общественности в управлении образованием и финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, формальностью процедур лицензирования и аттестации.
Несмотря на принимаемые меры, школы ВАО г. Москвы не являются безопасными, свободными от наркотиков и насилия. Поступление в школы, детские сады носят нередко коррупционный характер. Сохраняется значительный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях.
При достаточно значимых объемах финансирования системы образования Москвы, по отношению к среднероссийскому уровню, качество образования в Москве не превосходит средний уровень, а по некоторым показателям ниже среднероссийского, что так же распространяется и на ВАО г. Москвы. При этом средняя заработная плата учителей выше среднероссийской заработной платы учителей. Так серьезное увеличение заработной платы учителям иностранных языков практически не повлияло на результаты единого государственного экзамена.
Отдельно стоит проблема мигрантов, что предъявляет дополнительные требования к системе московского образования.
Все это говорит о недостаточно эффективном использовании ресурсов.
Однако Москва и система образования Москвы обладает мощным кадровым, интеллектуальным, материально-техническим потенциалом, что дает основания для превращения системы московского образования во флагман, пример развития для других субъектов Российской Федерации.
Ключевыми задачами системы образования Москвы и округов должны стать:
. Подготовка современных кадров.
Система образования ВАО г. Москвы должна отвечать современным требованиям в подготовке кадров для инновационной экономики. Необходимо повышать взаимодействие высших учебных заведений, расположенных на территории ВАО г. Москвы с региональным рынком труда, например, путем заключения договоров о целевой подготовке кадров. Также необходимо усовершенствовать подготовку муниципальных служащих путем организации краткосрочных курсов с использованием современных информационных технологий.
Также необходимо развивать систему непрерывного образования взрослых, создавая центры профессионального развития по повышению квалификации в отраслях экономики, значимые для современного рынка труда города.
. Социальная стабильность
Система образования должна быть открыта обществу, понятна для общества. Необходимо устранить высокую дифференциацию московских школ, очереди в детские сады, поборы в школах. Сохраняя достигнутый уровень заработной платы преподавательского корпуса, власти необходимо "быть ближе" к учителям, родителям, ученикам. Необходимо активно проводить встречи с учителями, родителями, учениками. Развивать формы общественного управления, обратной связи, в частности, с использованием возможностей сети Интернет. Родители должны доверять школе.
. Высокое качество образования
Система образования ВАО г. Москвы должна представлять качественные услуги. Объективное, независимое оценивание с участие общественных структур должно давать объективную информацию о системе подготовки, используя которую должны приниматься соответствующие управленческие решения. Должны быть разработаны и приняты стандарты представления бюджетных услуг в сфере московского образования.