Недостатки и перспективные черты управления образованием в регионе ВАО г. Москвы
. Единство социальной сферы
Систему образования нельзя рассматривать в отрыве от других социальных сфер: спорта, здравоохранения, культуры, СМИ. Необходима четкая координация действий и мероприятий, проводимых по данным направлениям.
Несмотря на определенную инертность системы образования (реальные изменения в системе не произойдут ранее 3 лет) с одной стороны необходим комплексный подход в развитие системы московского образования (необходима разработка системы согласованных, взаимоувязанных по срокам и целям мер), с другой - необходимо обеспечить достаточно быстрые "точечные" позитивные изменения в течение 1 года. Должна быть разработана программа с содержанием понятным не только образовательному сообществу, но и всем жителям Столицы и ВАО г. Москвы.
Для школьного образования название может быть, например следующим: "Талантливые дети - успешная столица" или "Возможности столицы - для каждого ребенка". Главная идея, что в центре всех мероприятий - ученик (обучающийся).
Таким образом, в результате анализа системы управления качеством образования в восточном учебном округе позволяют выявить основные недостатки современной системы контроля качества образования в российской образовательной среде. На этом основании сделаны следующие выводы:
· традиционным для управления в российском образовании является контроль учебного процесса;
· типовые положения для различных образовательных учреждений характеризуются обобщенностью целей или их отсутствием, не согласованы между собой для последовательных образовательных уровней;
· теоретические и практические подходы к управлению качеством на производстве представляют определенную идеологическую ценность (ориентация на потребителя, идеология тотального качества, приоритет подготовке кадров и т.п.), но непереносимы в систему образования;
· используемые индикаторы качества образования не систематизированы для различных уровней управления (регионального - муниципального - институционального - локального);
· в различных подходах к качеству образования не учитываются особенности демократизации управления, автономизации образовательных учреждений, гуманистической направленности образовательного процесса.
Децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений обуславливают переход от контроля качеством к управлению качеством. Способом такого управления может быть проектное управление, позволяющее учитывать ценности и цели каждого субъекта образования, стимулировать специалистов, руководителей, педагогов в построении собственных моделей образовательной деятельности, определять приоритетные направления развития образования, сущность, содержание и структуру качества образования применительно к собственным целям, повышать управляемость на всех уровнях системы образования.
Целью региональной образовательной политики становится качество образования, а законодательным ее закреплением - региональный закон об образовании. В работе мы даем описание внедрения модели в основном на уровне департамента образования и науки, т.к. именно данный уровень в настоящее время представлен наиболее целостно. В то же время проектирование управления качеством образования осуществляется на всех указанных уровнях.
Мероприятия по совершенствованию управления системой образования в деятельности Управления образования ВАО г. Москвы