Проектирование региональной системы контроля качества образования в регионе
При проектировании региональной системы контроля качества образования в ВАО г. Москвы необходимо разработать Программу контроля качества образования регионе (далее по тексту Программа).
Среди наиболее значимых проектов, которые должны войти в Программу, следующие:
. Проект "Дошкольники и начальная школа" (равное детство = равные возможности).
Всеми современными исследователями признается важность дошкольного и начального школьного периода в жизни ребенка. Именно в дошкольном периоде у ребенка формируются важнейшие качества: память, мышление, внимание, воображение, речь. От того как ребенок "научится учиться" в начальной школе, во многом зависит его дальнейшие образовательные успехи. Все успешные зарубежные реформы в образовании начинались с изменения системы дошкольного образования и начальной школы.
С другой стороны - в ряде стран проблема поликультурности (особенно проблема актуальна для Москвы) успешно решается путем создания общедоступной системы дошкольного образования, реализующие одинаковые программы.
В рамках проекта предполагается:
- развитие негосударственных детских садов путем проработки вопроса представления им налоговых льгот;
- развитие вариативных форм обеспечения дошкольным образованием;
- установление повышенных нормативов финансирования на ученика в начальной школе;
- усиление кадрового обеспечения дошкольников и начальной школы (доплаты учителям, работающим в начальной школе);
- укрепление маттехбазы ДОУ и начальной школы
2. Проект " Учитель".
Без создания сильного учительского корпуса, адекватного современным условиям, все попытки модернизировать систему образования обречены.
В рамках проекта предполагается:
- создание системы мер по привлечению и закреплению молодых учителей;
- повышение статуса учителя;
- соцопросы учительства;
- дальнейшая поддержка развития современных методов подготовки и переподготовки учителей.
3. Проект "Равные возможности" (выравнивание школ)" "Нет отстающих школ".
На сегодняшний день в ВАО г. Москвы четко можно выделить ряд школ-лидеров - имеющих отличную материально-техническую базу, сложившиеся педагогические коллективы, "престижный имидж" и сложившийся круг потребителей услуг. Как правило - поступление и обучение в этих государственных школах не носит бесплатный характер. С другой стороны - значительное количество "окраинных" московских школ являются явными "аутсайдерами". Это порождает социальное недовольство и неравенство, не позволяет реализовать принцип "доступности качественного образования для всех категорий граждан".
В рамках проекта предполагается:
- анализ текущей ситуации (финансовое, кадровое, материально техническое обеспечение);
- выявление "слабых школ";
- реализация комплекса мероприятий по "подтягиванию" (доп. финансовые и мат-тех. ресурсы, обучение административного персонала, замена директора, методическая помощь).
Проект "Общественное участие". Школа - открытая обществу Школа - как часть гражданского общества.
Система образования ВАО г. Москвы характеризуется высокой закрытостью - как по отношению к родителям, так и по отношению педагогическому сообществу.
В рамках проекта предполагается:
- совершенствование нормативной базы по выборности директоров школ Управляющими советами;
- создание института общественных управляющих;
- информационная открытость;
- активизация деятельности Управляющих советов в образовательных учреждениях.
4. Проект "Система оценивания качества образования" (Объективная оценка - успешность развития).
Помимо традиционных форм ЕГЭ и ГИА необходимо вводить другие формы внешнего независимого оценивания.