Менеджмент сегодня

Понятие и общая характеристика региональных образовательных систем

В условиях вариативности и децентрализации общего образования, которые утвердились в системе образования в 1990-е гг., одним из приоритетных направлений педагогической науки стала разработка концептуальных подходов к стандартизации общего образования. Эти проблемы освещены в трудах В.И. Байденко, Э.Д. Днепрова, В.С. Леднева, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова и др. Педагогические аспекты стандартизации общего образования в аспекте его регионализации разработаны М.Н. Кузьминым, М.В. Рыжаковым, О.Ю. Стреловой и др. Проблемы развития исторического образования в контексте полиэтничного общества в России рассматривались на Всероссийской конференции "Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтничного общества в России" (Москва, 10-11 апреля 2003 г.) .

В 2001-2003 гг. была предпринята попытка создать новое поколение стандартов. К разработке стандартов были привлечены новые авторы. Эта попытка завершилась разработкой федерального компонента стандартов. В начале 2004 г. документ был утвержден Министерством образования РФ, однако так и остался ведомственным документом, вызывающим весьма противоречивые оценки педагогической общественности.

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ.

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство <http://www.finekon.ru/gos%20reg.php> гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных <http://www.finekon.ru/gos%20i%20municipal.php> образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие "система образования" трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение - кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

управление система образование регион

В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона .

Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств и местных бюджетов .

С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной - система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5