Понятие и общая характеристика региональных образовательных систем
Применение термина “среда образовательного учреждения” допустимо и оправдано, но только в контексте отдельно взятого образовательного учреждения, действующего в ограниченном образовательном пространстве. В этом случае под маркетинговой мезотермой образовательного учреждения следует понимать уровень городского района (в крупном городе), города (малые и средние города, поселки, куст в сельской местности), а в качестве внешней макросреды - город в целом, сельский район и так далее.
Неполнотой страдает и попытка рассматривать образования исключительно как сферу услуг, а педагогический процесс, как процесс оказания образовательных услуг. Такая модель самодостаточна при определенном, ограниченном угле зрения, но ее истинность в иных ситуациях и при других подходах убедительно не доказана.
Образование, как сфера человеческой деятельности слишком специфична, чтобы здесь, без каких-то граничных условий, применять принципы, разработанные для других сфер деятельности. В конце концов, ни кто не пытается использовать химические законы для описания физических явлений и процессов, хотя между химией и физикой есть достаточно близкие, соприкасающиеся области. Сфера образования остается все же отдельной специфической сферой человеческой деятельности, обладающей собственными закономерностями развития.
Не упуская из вида специфичность товарности сферы образования, следует признать, что в обобщенном виде и на определенном уровне ее можно рассматривать как сферу особых образовательных услуг, со всеми вытекающими из данного факта последствиями. Среди следствий, на которые до настоящего времени обращали недостаточное внимание, выделим одну: услугу принимают в том случае, если она необходима. В полной мере это должно относится к образованию. Ненужные услуги оказывать в условиях нормальных рыночных отношений невозможно. Следовательно, система образования, как сфера услуг, будет функционировать до тех пор, пока будет существовать спрос на ее услуги.
Построение системы образования, в которой главным ориентиром развития является “рынок”, “народное хозяйство”, “социальный заказ" не перспективно: спрос на специалистов определенного профиля и уровня специализации меняется очень быстро. Система образования по определению не способна изменяться с той же скоростью. Поэтому, ориентация образования на удовлетворение “заказа" изначально обречена на провал. Сама же система образования, гоняющаяся за конъюнктурой, неизбежно будет деградировать и со временем вообще перестанет удовлетворять каким бы то ни было требованиям.
В последние пятнадцать лет образовательные стандарты для российской школы находились в центре внимания как педагогов, так и широкой общественности. Вопросы о характере и содержании стандартов, в особенности по гуманитарным дисциплинам (история, литература и др.), вызывали и вызывают самый живой интерес не только педагогов, но и общественности, средств массовой информации. Эти проблемы широко обсуждаются в печати.
В настоящее время акцент дискуссий сместился в сторону обсуждения эффективности Единого государственного экзамена по различным предметам, степени реализованности в нем концепции построения контрольно-измерительных материалов. В отношении стандарта общего образования острота дискуссий заметно снизилась, так как внимание общественности приковано к ЕГЭ, качеству учебников, формированию нового политического курса в области образования, в том числе и регионального.
Таким образом, анализ современных тенденций свидетельствует, что образовательное пространство регионов развиваются в одном и том же направлении, хотя темп развития, его глубина существенно различаются. Впрочем, эта неравномерность не должна удивлять, так как являются следствием общей неравномерности развития регионов. Сегодня можно назвать следующие направления этого развития.
. Возрастание спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на кадры высшего уровня квалификации.
2. Увеличение количества специальностей, востребуемых регионами, в том числе уровня начального и среднего профессионального образования.
. Усиление регионального спроса на специалистов, ранее относившихся к ряду элитарных (международные отношения и торговля, банковское дело, государственное и муниципальное управление и т.д.).
. Возрастание спроса на разноуровневую подготовку специалистов на всех ступенях образования.