Понятие и общая характеристика региональных образовательных систем
. Своеобразный “образовательный бум”, охвативший все ступени образования и значительную часть населения регионов.
Эти тенденции развития привели к изменению отношения к образованию в регионах:
· выросло осознание значимости образования, как для будущего отдельной личности, так и для будущего региона в целом;
· отчетливо наблюдается тенденция к уяснению руководителями бизнеса значения высококвалифицированных кадров для развития их предприятий, их способности выдержать конкурентную борьбу;
· само образование начинает восприниматься как определенная ценность (что находится в вопиющем противоречии с предшествующим периодом);
· родители готовы вкладывать финансовые средства в образование своих детей, причем практически не прослеживается зависимость между уровнем доходов и этой готовностью;
· меняется отношение учащихся к обучению, все большее количество школьников и студентов проявляют образовательную инициативу и самостоятельность;
· меняется характер взаимодействия между образовательным пространством и системой образования региона;
· многие взрослые начинают тратить личные средства на собственную переподготовку и переобучение.
Таким образом, можно констатировать, что развитие регионального образовательного пространства - это объективное следствие преобразований, происходящих в стране в настоящее время. В ходе этих преобразований развитие образовательного пространства обретает иной характер и направленность. Вместе с тем, процесс развития региональных пространств протекает неравномерно и стихийно, что сказывается на состоянии образования вообще и регионального в частности. Важнейшей тенденцией развития становится рост влияния образовательного пространства на систему образования региона, с одной стороны, и влияния системы образования на региональное образовательное пространство, с другой стороны. Очевидно, что по мере роста этого взаимовлияния измениться и характер взаимодействия образования и пространства, оно станет активным, заметным и влиятельным. Это является положительной тенденцией, так как позволит более точно учитывать образовательные потребности и интересы граждан региона, выстроить в регионе систему образования, ориентированную на личность, а не на выполнение некоего “социального заказа”.