Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия
Анализ политического макроокружения заключается в выяснении того, какие программы пытается привести в жизнь государство, какие изменения происходят в законодательной системе. Ключевым моментом политического окружения является борьба за власть, вхождение России в ВТО.
Анализ непосредственного окружения.
Изучение микроокружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. Это такие составляющие как покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Покупатели. Изучение покупателей позволяет предприятию лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать предприятие, в какой мере покупатели привержены продуктам питания именно данного магазина, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей и т.д. Покупателями магазина продовольственных товаров ООО «Капитал» являются люди всех возрастов. Магазин находится в жилой зоне, а также в магазине широкий выбор товаров «первой необходимости», что непосредственно увеличивает пропускную способность. Покупателями данного предприятия является население с низким, средним и высоким уровней дохода, т.е. в магазине имеется товар для различных слоев населения.
Поставщики. При выборе поставщика важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и потенциал, для того чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. ООО «Капитал» работает с поставщиками на основе заключенных договоров. Поставщиками являются российские посреднические фирмы, которые поставляют магазину продукцию зарубежных и российских производителей.
Конкуренты. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем предприятию приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые оно стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое место в управлении коммерческой деятельностью в организации. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы. Основными крупными конкурентами ООО «Капитал» являются:
1 Магазин «Базыр»,
2 Магазин «Оазис»,
3 Магазин «Кубик».
Все перечисленные магазины находятся в одном микрорайоне с магазином «Капитал».
Рынок рабочей силы. В исследуемом торговом предприятии не проводится изучения рынка рабочей силы, за анализируемый период произошло снижение численности на 53 человека. В итоге, эффективность использования трудовых ресурсов снизилась, что негативно характеризует систему менеджмента предприятия, а в частности подсистему управления персоналом.
Внутренняя среда
организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя
среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез. Кадрами предприятия являются все его работники, выполняющие различные производственно-финансовые функции. Общими критериями при подборе кадров в магазине «Капитал», являются опыт работы в сфере торговли, умение работать в коллективе и умение работать с покупателями. При приеме на работу предполагает знакомство работника с описание предполагаемых выполняемых функций. (приложение 10).
Рис. 7 Профиль факторов, оказывающих влияние на производительность труда персонала организации
Рисунок 7 помогает увидеть имеющиеся «узкие места» в управлении персоналом: чем меньше оценка, тем глубже провал «луча» диаграммы. По результатам исследования факторы можно разделить на три группы:
1. Факторы опасной зоны (1-2 балла) содержат наиболее острые проблемы, требующие немедленной реакции менеджмента организации. К ним относятся: управление деловой карьерой персонала, определенность будущего, удовлетворение персонала от работы, контроль над исполнением управленческих решений, информационное обеспечение.