Производительность и эффективность труда: сущность, методы измерения, факторы и резервы роста
эффективность, так как значительная часть затрат способствует повышению
качества обслуживания населения. Наиболее приемлемым показателем служит эффективность труда.
Понятие «эффективность труда» в торговле более широкое, чем производительность, и предполагает не только соизмерение полученного экономического результата с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта. Социальный эффект выражается в наиболее полном удовлетворении спроса населения на товары, в повышении культуры торговли и качества обслуживания покупателей, в сокращении издержек потребления (экономии времени покупателей на приобретение товаров и др.).
Эффективность труда рекомендуется измерять условным объемом оборота розничной торговли в расчете на одного работника:
(10)
где Этр – эффективность труда, условные тыс. руб. /чел.; Кко – коэффициент качества обслуживания покупателей.
Определение коэффициента качества обслуживания осуществляется на основе частных коэффициентов качества обслуживания по формуле:
(11)
где – частные коэффициенты качества обслуживания; – значимость факторов.
На общую эффективность труда, уровень и динамику производительности труда оказывают влияние многочисленные факторы. Их можно подразделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы – это те факторы, которые не поддаются контролю и регулированию со стороны коммерческого предприятия, но, тем не менее, оказывают существенное косвенное влияние на результаты его деятельности:
1 уровень развития производства товаров;
2 степень насыщенности рынка товарной массой;
3 динамика денежных доходов населения;
4 динамика розничных цен на товары;
5 колебания конъюнктуры рынка;
6 конкуренция на рынке и др.
Внутренние факторы – это те факторы, на которые коммерческое предприятие может оказывать активное воздействие, то есть изменять их влияние на производительность труда. К внутренним факторам относят:
1 состояние материально-технической базы (МТБ);
2 уровень технической оснащенности коммерческого предприятия;
3 организация и уровень автоматизации и механизации труда;
4 организация торгово-технологического процесса;
5 используемые формы продажи [11];
6 квалификация работников коммерческого предприятия;
7 условия труда;
8 текучесть кадров;
9 система материального стимулирования и т.д.
На уровне предприятия торговли рекомендуются следующие факторы:
1 обеспеченность ассортиментом товаров;
2 затраты времени на покупку товаров;
3 прогрессивные формы торговли;
4 дополнительные услуги покупателям и др.
Эффективность использования труда персонала на торговом предприятии характеризуется и другими показателями (уровень затрат труда на единицу оборота розничной торговли, прибыль на одного работника, уровень расходов на оплату труда, оптимальное использование рабочего времени и т.д.). Основной перечень и характеристика показателей эффективности использования персонала предприятия торговли приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1