Менеджмент сегодня

Общая характеристика управления рисками

Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение государственных, муниципальных предприятий и учреждений, их статус в хозяйственной деятельности. Рыночные механизмы ставят государственные и муниципальные предприятия в принципиально новые отношения с бюджетами, хозяйственными партнерами, возникают новые экономико-правовые регуляторы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации все формы собственности равны, и предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не имеют преимуществ перед частными фирмами.

Другими словами, государство действует в значительной мере по правилам рыночной экономики. Это требует существенного повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе - в сфере использования государственного и муниципального имущества, которую государственные и местные органы власти имеют возможность регулировать непосредственно. Поэтому тема стратегических рисков и управление ими в муниципальном, государственном управлении так актуальна на сегодняшний день.

Риски предприятия поддаются не только учету, но и управлению. Существует множество методик, позволяющих в той или иной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. При этом каждое предприятие имеет свои собственные предпочтения и подходы и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержено предприятие. Кроме того, решает, какой уровень риска для него приемлем, и ищет способы нивелирования нежелательных последствий.

"В связи с тем, что риск представляет собой специфическую деятельность в условиях неопределенности и ситуации (необходимого) выбора, он также представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного".

Категорию "риск" можно охарактеризовать как уровень определенной финансовой потери, выражающейся в возможности не достичь установленной цели, в неопределенности прогнозируемого результата, в субъективности оценки прогнозируемого результата. Риск является изменчивой величиной. Эти изменения во многом обусловлены изменениями в экономике и рядом других факторов. Проявление факторов риска порождает неопределенность, при этом у экономического субъекта есть реальные шансы получения прибыли, но одновременно он находится под угрозой возможных потерь.

Наличие множества разнообразных факторов экономического, юридического и политического характера, влияющих на ход предпринимательской деятельности, не позволяет точно предугадать возможные последствия, а следовательно, и окончательный результат. В такой ситуации естественным является стремление предпринимателя свести свой предпринимательский риск к минимуму.

Предпринимательский риск можно определить как случайное событие, в результате которого предприниматель несет убытки, дополнительные расходы, уменьшение получаемых доходов, возникающее в ситуации неопределенности, носящее субъективно-объективный характер (аварии, стихийные бедствия, неправомерные действия государственных органов и контрагентов и т.п.), обуславливающее необходимость страхования с целью привлечения внешних источников возмещения причиненных убытков.

Предметом исследования являются критерии стратегических рисков и основные положения по управлению ими.

Целью настоящей работы является рассмотрение темы стратегические риски и управление ими.

Для реализации поставленных целей при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:

раскрыть понятие

риска;

проанализировать виды рисков и факторы риска;

дать краткую характеристику мероприятий по управлению рисками;

рассмотреть идентификацию рисков;

осветить методы управления рисками, системы мониторинга рисков.

Мы считаем, что тема курсовой работы является актуальной.

Стратегический риск как разновидность предпринимательского риска