Муниципальное управление
Согласно статье 130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. Конституция гарантирует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132). Этот конституционный принцип конкретизирован и развит в таких нормативно-правовых актах, как Гражданский Кодекс (ст. 215), Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 29). Здесь дан ответ на весьма актуальный вопрос: кто реализует права собственника в отношении муниципальной собственности.
Права собственника реализуют два субъекта отношений: первым являются органы местного самоуправления.
В качестве второго субъекта выступает само население. Случаи непосредственного участия населения в управлении собственностью должны быть предусмотрены законами субъектов Федерации и Уставами муниципальных образований.
Таким образом, Конституция предполагает двухуровневое местное самоуправление хозяйственной деятельностью муниципальных образований. Конституция гарантирует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).
К полномочиям местных органов в области управления муниципальной собственностью относятся: во-первых, право самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность. В собственность муниципальных образований передавались:
· во-первых, жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении органов местного самоуправления;
· во-вторых, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия;
· в-третьих, объекты инженерной инфраструктуры;
· в-четвертых, предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
· в-пятых, учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), а также другие объекты.
Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, должен регулироваться законами.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи и осуществляют передачу объектов своей собственности в муниципальную. Передача осуществляется в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Но в границах территории муниципального образования (за исключением города) могут быть другие муниципальные образования. В таком случае субъекты Российской Федерации принимают закон о разграничении объектов муниципальной собственности между этими образованиями.
Разграничение объектов муниципальной собственности в отношении внутригородских муниципальных образований осуществляется Уставом города.
Таким образом, этапным в вопросах продвижения к гражданскому обществу стал Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем зафиксирована уже накопленная в стране практика формирования и развития основ разгосударствления экономики России. Он знаменовал переход от советской системы местной государственной власти к системе местного муниципального самоуправления.
Существует 4 признака, отличающих местное самоуправление от государственной власти. На этих признаках зиждутся все основы политики разгосударствления. Перечислим эти отличия.
) Самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, т. е. действующая в пределах и на основании федеральных и региональных законов. Именно такими, т. е. подзаконными являются нормативно-правовые акты муниципальных органов по вопросам разгосударствления.
) Для осуществления приватизации, как и других видов политики (политической, социальной, экономической и т. д.), должны выделяться ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности. Это требование составляет содержание всех основ политики разгосударствления. Оно также гарантировано законами РФ.
) Политика сможет реализоваться во всех своих основах - правовых, методологических, организационных только при условии четкого разделения полномочий и функций, предметов ведения.
) При решении таких важных проблем как экономический курс страны на приватизацию должно осуществляться представительство населения во всех органах власти и местного самоуправления.