Муниципальное управление
По второй модели приватизируется собственность государственных и муниципальных (унитарных) предприятий.
Сущность третьей модели состоит в том, что юридическое лицо становится собственником всего принадлежащего ему имущества. При этом, в отличие от первой и второй модели, учредители никакими имущественными правами по отношению к юридическому лицу - ни обязательственными, ни вещественными - не обладают. К числу таких юридических лиц относятся общественные и религиозные организации (объединения), например, фонды благотворительные и иные; ассоциации и союзы юридических лиц.
Различия между тремя указанными моделями проявляются, в частности, в момент ликвидации юридического лица. Участники фирмы, построенной по первой модели, вправе преобразовать часть имущества, которая соответствует их доле (на половину, четверть, одну восьмую и т. п.)
Учредитель юридического лица, построенного по второй модели, получает все, что осталось после расчета с кредиторами.
В третьей модели учредители (участники) никаких прав на оставшееся имущество вообще не приобретают.
Основы разгосударствления экономики России формируются не трех уровнях:
Первый уровень - государственная стратегическая политика в сфере развития экономики.
Второй - экономическая политика, осуществляемая властями субъекта федерации.
Третий уровень, политика органов местного самоуправления в вопросах хозяйственного использования и развития муниципальной собственности.
На сегодняшний день местными администрациями могут быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести:
1. создание муниципальных предприятий;
. контракты с руководителем муниципальных предприятий;
. договора на передачу прав на имущество;
. внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;
. передача имущества с баланса на баланс и списание;
. аренда, лизинг;
. залог, ипотека;
. доверительное управление (траст);
. отчуждение;
. приватизация муниципальных предприятий
Вторая группа методов включает:
1. муниципальный заказ;
. нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;
. дотации;
. нормативы платежей за использование муниципальной собственности;
. местное налогообложение;
. экономические санкции, штрафы.
Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.
В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за «движением» имущества.