Муниципальное управление
На этих 4-х принципах основана законодательная база, в частности Федеральный Закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", поэтому главное внимание закон уделяет:
) компетенции (полномочиям) местного самоуправления в вопросах приватизации;
) возможности муниципалитетов проявлять инициативу в тех вопросах, которые не оговорены законом и выходят за пределы, определяемые законом Российской Федерации и ее субъектов.
) осуществлению муниципальными органами права совещательного голоса в решении государственных проблем.
Другим регулятором отношений собственности, в том числе муниципальной, является Гражданский кодекс. Он обеспечивает законодательную защиту рыночной системы. Для более полной и конкретной реализации права на защиту Гражданский кодекс вводит в юридический оборот понятия юридического и физического лица.
Юридическое лицо - организация, объединение лиц, предприятие, учреждение, которое является субъектом гражданских прав и обязанностей. Это такое социальное коллективное образование, которое выступает в гражданских правоотношениях как самостоятельная, целостная единица. Юридическое лицо действует на основании своего устава или положения. Оно обладает самостоятельным имуществом и несет имущественную ответственность за свои долги.
Так, Гражданский кодекс определяет юридическое лицо - в качестве субъекта рыночной системы собственности.
Все субъекты рынка - юридические лица реализуют отношения собственности, а для этого они должны обладать свободой выбора этих отношений. Если в обществе господствует одна форма собственности, то свобода выбора отсутствует. Поэтому правовые основы разгосударствления предполагают создание благоприятных юридических условий для многоукладной, смешанной экономики. Чтобы такая экономика появилась, необходима соответствующая правовая основа. Ее закладывает Гражданский кодекс (статьи 294, 295, 296), где определены признаки юридического лица. Применительно к муниципальной собственности, таким лицом является орган местного самоуправления, поэтому муниципалитеты обладают следующими признаками юридического лица, отраженными в Гражданском кодексе:
. имущественной обособленностью;
. самостоятельной имущественной ответственностью;
. самостоятельным выступлением в гражданском обороте от своего имени;
. устойчивой организационной структурой;
. обязательной государственной регистрацией в едином реестре юридических лиц.
Орган местного самоуправления как юридическое лицо должен иметь свой Устав.
В Гражданском кодексе содержится классификация субъектов, включенных в рыночные отношения. Эта классификация представлена тремя моделями:
Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу имущества полностью утрачивают свои вещные права на него, не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному имуществу.
Соответственно и переданное учредителями и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности.
Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные, а именно: права (требования) к юридическому лицу. Подразумеваются права управлять собственностью, получать дивиденды и т. д.
По принципу первой модели действуют юридические лица - корпорации (товарищества, хозяйственные общества), а также производственные и потребительские кооперативы.
Вторая модель - учредитель, передавая юридическому лице во владение, пользование и распоряжение соответствующее имущество, продолжает оставаться его собственником. Учредитель признается собственником и всего того, что юридическое лицо приобретает в процессе своей деятельности. Например, учредитель-государство, передает юридическому лицу - органу местного самоуправления школы, больницы, учреждения культуры. Их имущество передается муниципалитету во владение, пользование и распоряжение. После передачи Российская Федерация продолжает выступать в роли их собственника и финансирует эти предприятия и учреждения. Тем самым вечными правами на одно и то же имущество обладает учредитель собственник и само юридическое лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (ст. 294, 295 ГК РФ) или на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).
В случае приватизации государственных предприятий и продажи или передачи этих объектов органу местного самоуправления или другому субъекту гражданского или хозяйственного права государство утрачивает право собственности. Его обретает муниципалитет или другое юридическое лицо - акционерное общество, фирма.