Системы мониторинга рисков
Корпоративные системы мониторинга рисков были впервые созданы в 60-е годы XX века и базировались в основном на анализе исторических данных и выявлении трендов. Следующим поколением в начале 80-х годов стали системы раннего оповещения об опасностях и возможностях, которые опирались на особые списки эмпирических и расчетных диагностических количественных и качественных признаков.
В настоящее время широко распространены системы наблюдения за стратегическими составляющими (Strategic Issue Management, SIM). Главное отличие этого подхода от предыдущих состоит в попытке реализовать управление рисками компании с позиций "до того", а не "постфактум". Неожиданность - это результат незнания, невнимательности, невооруженности или неумения наблюдателя, поэтому в системах SIM придается особое значение повышению рисковой чувствительности и диагностической квалификации кадров. При таком подходе появляется возможность превентивного управления рисками в условиях полной неопределенности и неполной повторяемости событий.
Методология определения симптомов раннего оповещения о проблемах компании развивается по разным направлениям.
Один из наиболее популярных списков симптомов раннего оповещения о проблемах компании был опубликован в 1993 г. по заказу Американской ассоциации банкиров Дж. Баррикманом. Этот список стал своего рода классикой. Он часто цитируется и вставляется в издания по банковскому делу. Объем статьи не позволяет привести его целиком. Приведем в качестве примера небольшой отрывок:
заметное изменение поведения (личных привычек) образа ключевого персонала компании;
неспособность ключевых сотрудников четко сформулировать миссию, общую и конкурентную стратегии своей компании;
изменение отношения компании или ее представителей к банку или к банкиру, снижение интереса к сотрудничеству;
личная необязательность клиента (или его представителя) или снижение уровня обязательности;
неопытность компании в данной отрасли или направлении бизнеса;
изменения в составе руководства компании, ее собственников и ключевых специалистов;
неспособность компании выполнять обязательства по графику;
возврат проблем, которые уже были решены в прошлом;
неспособность компании качественно планировать свою деятельность и т.д.
Другое направление построения прогноза событий - по мониторингу сбалансированной системы показателей. Концепция Р. Каплана и Д. Нортона исходит из положения, что управлять по одному показателю - прибыли - невозможно. Прибыль - показатель прошлых принятых решений и не показывает, как события будут развиваться дальше.
Через систему сбалансированных показателей можно одновременно построить стратегию компании. Показатели будут в этом случае действовать как ориентиры для коллективной деятельности. Одновременно они могут отражать действенность предпринимаемых действий для достижения поставленных целей. Сравнение с плановыми показателями дает возможность определить направление развития событий.