Социально-экономический феномен рыночного хозяйства
В условиях рынка роль государства заключается в применении стимулирующего или тормозящего воздействия на развитие или сдерживание отдельных сфер производства и обеспечения социальной защиты, трудящихся от экстремальных рыночных ситуаций, угрожающих снижению жизненного уровня населения.
Отрицание частной собственности или, наоборот, государственной собственности есть лишь свидетельство непонимания того, что цивилизованные условия их функционирования способствуют формированию нормальной конкуренции, без которой рынок просто невозможен.
На практике отрицание одной из названных форм собственности приводит к монополизму, в рамках которого нормальная, или, как ее называют экономисты, совершенная, конкуренция неизбежно превратится в извращенную форму монополистической конкуренции, что не способствует нормальному, динамичному к пропорциональному развитию отраслей хозяйства.
Плюрализм (многообразие) форм собственности и способов ведения хозяйства, его организационно-правовых форм выступает важнейшим фактором формирования рыночного механизма, развития товарно-денежных отношений, обеспечивающих эквивалентный обмен товаров и услуг, рабочей силы, финансов и ценных бумаг. Без такого механизма немыслимо развитие свободной и социально ориентированной рыночной экономики. Альтернативой рыночному механизму может служить директивное вмешательство государственных чиновников в сложнейшие процессы экономического развития.
Рыночный механизм с помощью конкуренции очищает общественное производство от экономически слабых, нерентабельных, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает дорогу более эффективным и перспективным производствам. В этом рынок - наиболее строгий арбитр и самый демократический регулятор экономического отбора полезных обществу производств, в результате действия, которого неуклонно повышается средний уровень эффективности национальной экономики в целом.
Разумеется, это не означает, что общество в лице своих государственных органов управления не может или не должно регулировать данный отбор. При необходимости сохранений экономически нерентабельных, но социально важных производств, выпускающих жизненно необходимую продукцию, государство должно вмешиваться в рыночные процессы и поддерживать через экономические регуляторы существование соответствующих отраслей экономики. Отметим, что ни в одной промышленно развитой стране
системы здравоохранения или образования не являются рентабельными. Государство дотирует их развитие, перераспределяя прибыль, полученную посредством налоговых сборов, из других отраслей хозяйства. Во многих странах примерно такая же ситуация существует и в области сельского хозяйства.
Поэтому, если экономист должен и может руководствоваться в теоретических выкладках соображениями экономической целесообразности (эффективности, рентабельности, производительности и т.д.), то организатор-менеджер должен учитывать, что над экономическими вопросами довлеют и социально-политические проблемы. Следует ли поддерживать общими национальными усилиями экономически нерентабельные отрасли хозяйства с целью обеспечения населения необходимой продукцией и стимулирования ее производства или целесообразнее отказать отечественным производителям в дотациях и льготных кредитах, а увеличить импорт товаров и услуг.
На рынке существуют и функционируют самые различные предприятия и организации. Совокупность этих предприятий, организаций и учреждений, обеспечивающих эффективное взаимодействие между основными субъектами рыночных отношений - продавцами и покупателями, называется рыночной инфраструктурой. Сюда включают сеть предприятий торговли, снабженческо-сбытовых организаций, фондовую и валютную биржи, сеть предприятий, торгующих ссудным капиталом, транспорт и связь, коммерческую информацию и другие обслуживающие рынок отрасли.