Анализ рынка автомобильных услуг г. Новосибирска
Конечно же, кризис 1998 года во многом сыграл положительную роль по отношению к российским производителям (доля продаж автомобилей выросла на 5,1%), но, к сожалению, нечего сказать о качестве сборки - она осталась на прежнем уровне. Лидирующее положение по количеству дефектов, выявленных при сборке, занимает УАЗ; в 80,47% от общего числа автомобилей этого производителя выявлены дефекты. Второе место, несмотря на свои новые разработки в области дизайна и технологий, удерживает Нижегородский ГАЗ; у него 70,55%. Благополучными в этом плане нельзя назвать и остальные заводы, у которых были выявлены принципиальные ошибки еще на стадии проектирования деталей - это АЗЛК (66,56%), ЗАЗ (65,76%) и ИЖ (56,88%). По-прежнему в более или мене стабильной ситуации остается Волжский Автомобильный Завод. Его модели могут претендовать на такое определение, как оптимальное соотношение цены и качества, хотя и здесь наблюдаются некоторые недостатки (54,18%).
Следующим этапом проведения исследований являлось анкетирование владельцев автомобилей на предмет выявления предпочтения моделей и страны производителя.
Рассмотрим ответы на вопрос анкеты, который звучал так: «Если бы вы поменяли свой автомобиль, то почему». На первом месте среди причин замены для владельцев отечественных машин - недостаточный комфорт: от 34% (АЗЛК) до 49% (ИЖ). А вот на втором для АЗЛК, ИЖа и ЗАЗа - частые поломки. Интересно, что эксплуатационные расходы для них не играют решающей роли (в отличие от владельцев «Волг»). Это и понятно: запчасти к последним чуть ли не вдвое дороже, чем к остальным отечественным машинам.
Теперь взглянем на иномарки. Здесь дороговизна обслуживания доминирует: в среднем около 30% владельцев считают ее непомерной. Частота ремонтов, однако, гораздо меньше - от 2,7% («Тойота») до 11,5% (ФИАТ). У наших машин этот показатель вдвое выше.
И вот результат: если для отечественных автомобилей наибольшее число ответов «не поменяю, полностью устраивает» - у ГАЗа (14,9%), то ЗАЗ и ИЖ удовлетворяют всего 3,7% и 4,2% владельцев соответственно. «Худший среди иностранцев» - «Опель» - располагает 18,7% приверженцев. У японских марок этот показатель - до 30,8% («Тойота»), а «чемпионами» являются «Ауди» (31,1%) и «Вольво» (32,1%).
По итогам анкетирования подтвердилось мнение, что иномарки надежнее, но их обслуживание более дорогостоящее, а также и то, что водитель, хотя бы недолго эксплуатировавший машину зарубежного производства, предпочтет ее любым «нашим».
К сожалению, более половины опрошенных отметили проблемы с приобретением нужных запчастей в магазинах города, из них 12% считают, что необходимую деталь искать просто бесполезно.
Рейтинг регионов России показал, что первую половину полного списка недовольных потребителей в отношении обеспечения запчастями импортного производства составляют именно сибирские регионы, далее следуют «неавтомобильные» центральные области. Самые недовольные автомобилисты - в Якутии, лучше всего дела обстоят в Москве и Санкт-Петербурге.
Попробуем конкретизировать, какие детали найти труднее, каких товаров в избытке. В лидерах - автохимия: 92 человека из 100 считают, что купить всяческие присадки, добавки и составы сегодня не составляет труда. И дело тут не только в налаженной сети распространения этих товаров, но и в сравнительно небольшом пока спросе на них. Приведенные данные нужно соотносить с надежностью тех или иных агрегатов. Поэтому неудивительна заметная разница в дефицитности деталей трансмиссии и электрооборудования: очевидно, выжимной подшипник найти проще, чем более долговечный стеклоочиститель.
Каждый четвертый опрошенный безуспешно ищет справочную литературу. Лучше всего ситуация с шинами - этот ходовой товар одним из первых перестал быть дефицитом благодаря отечественной и зарубежной шинной промышленности.
Так или иначе, автомобилисты находят нужные детали. Находят и… зачастую разочаровываются. Только половину опрошенных удовлетворяет качество запчастей.