Анализ рынка автомобильных услуг г. Новосибирска
Перемены, произошедшие за последние годы в системе автосервиса, невозможно не заметить. Исчезают неопрятные гаражи и мастерские, расположенные в промзонах и на неработающих предприятиях; вместо них открываются современные автосалоны и мастерские авторемонта. Приобрести и отремонтировать машину, купить любые запчасти и дополнительное оборудование в принципе не составляет проблемы. Автовладелец имеет возможность выбирать автосервис, сравнивать цены и требовать к себе уважительного отношения. На стороне потребителя находится законодательство, его интересы готовы защищать страховые компании. Заработал механизм предоставления и выполнения гарантии на услуги и запчасти; при возникновении спорных вопросов клиент перестал быть заведомо проигравшей стороной. Одновременно с появлением красивых и современных иностранных автомобилей возросла сложность и повысилось качество работ.
Вместе с тем, чем шире предоставляемый набор услуг, чем выше требования клиентов, тем труднее для руководителя автосервиса обеспечить прибыльное и стабильное функционирование предприятия.
Вполне понятно, что, скажем, в восьмидесятые годы вся система автотехобслуживания разительно отличалась от современной. Страна строила коммунизм, и автосервис, как составная часть сферы услуг, существовал с единственной целью - удовлетворять нужды трудящихся по ремонту их автомобилей. Централизованное финансирование и система фиксированной оплаты труда сотрудников авторемонтных предприятий отделяли вопросы экономики и прибыльности не только от рабочего персонала, но и от руководителей. Задача мастера, начальника цеха, наконец, директора станции была ясна: ремонт автомобилей. В условиях тотальной плановой экономики руководителям не нужно было всерьез беспокоиться о том, какую прибыль приносит автосервис, на какие средства придется закупать материалы, оборудование и запчасти, с чего в этом месяце платить зарплату. Экономическими вопросами если и занимались, то поверхностно: они были прерогативой министерств и ведомств.
В период перестройки в мире авторемонтного бизнеса существовала довольно странная картина: частная собственность на средства производства уже появилась, но сознания того, что времена централизованного планирования прошли и экономические законы заработали в полную силу, еще не было. Большое число автосервисов разорилось, не просуществовав и двух-трех лет. Названия автосалонов менялись чуть ли не ежемесячно. Компаний, которые начали работу 8-10 лет назад и действуют до сих пор, немного. В основном, это фирменные автосервисы больших и уважаемых автомобильных марок, которые с самого начала своей работы сделали ставку не на быстрое получение дохода, а на долговременную перспективу. Однако и небольшие станции, начавшие работать буквально с нуля, развивались, завоевывали доверие не только клиентов, но и инвесторов и, в конце концов, превратились в лидеров авторемонтного рынка.
Как показывает практика, суть здесь заключается в правильной постановке задачи. Целью любого авторемонтного предприятия, как ни банально это звучит, является получение дохода. Все остальное - ремонт автомобилей, продажа запчастей, повышение качества работ, предложение дополнительных услуг клиентам - лишь средства для того же самого извлечения прибыли, не более того.
По данным статистики, на каждую тысячу жителей нашего региона приходится около 150 легковых автомобилей, из них примерно 35% составляют автомобили иностранного производства. Все большее количество автомобилистов предпочитает иномарку нашим отечественным моделям.
Для того, чтобы объяснить эту закономерность, были проведены исследования с участием экспертов ведущих российских производителей автомобилей. По результатам исследований выяснилось, что большинство отечественных моделей не отвечают требованиям качества сборки и условиям эксплуатации. Отсюда негативное отношение потребителей к отечественной продукции и в результате снижение ее покупательной способности.