Руководство и лидерство в системе управления. Роли руководителя в системе управления
Стиль - совокупность приемов и методов работы руководителя в его повседневной деятельности; манера (виды) поведения по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Лидерство, стиль, власть - эти понятия нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Личностные качества лидера, система власти, которой он может обладать, безусловно, имеют важное значение в практической деятельности работников организации. Однако более важным является то, как они проявляют эти качества в деятельности.
Ситуационные подходы лидерства
Ситуационные подходы к стилям лидерства представлены такими моделями: ситуационной моделью руководства Фидлера, подходом Митчела и Хауса "путь - цель", теорией жизненного цикла Херси и Бланшара и моделью принятия решений руководителем Врума-Иеттона; моделью функционального руководства Адаира; моделью руководства, ориентированного на реальность Аргириса.
Стиль руководства по Фидлеру базируется на оценке ситуации с точки зрения возможности использования власти и влияния. Фидлер считает, что, несмотря на то, что каждой ситуации должен соответствовать свой стиль руководства, на практике стиль, присущий тому или иному руководителю остается, в целом, постоянным. Поведение руководителя в определенных ситуациях будет зависеть от таких трех факторов:
. отношений между руководителем и членами группы. Руководители, имеющие хорошие отношения с членами группы и пользующиеся их симпатией и уважением, будут иметь большее влияние, чем руководители, поддерживающие с подчиненными плохие отношения;
. структуры задачи. Руководитель будет иметь большее влияние, если задачи, которые он ставит перед подчиненными, будут четко структурированы и сформулированы. Если задачи сформулированы неточно, расплывчато, неопределенно, то руководитель будет иметь мало шансов на оказание влияния на подчиненных;
. должностных полномочий. Руководители, наделенные законной властью, связанной с занимаемой должностью, которая позволяет им поощрять и наказывать подчиненных, имеют большее влияние, чем те руководители, которые такой власти не имеют.
Анализ данной модели позволяет сделать такие выводы. Нельзя говорить о слабых и сильных руководителях без изучения ситуации, в которой руководитель работает. Эффективность работы руководителя существенно зависит как от степени благоприятности ситуации, так и от стиля руководства. Решающим фактором является соответствие стилей руководства и ситуации, в которой работает коллектив. Добиться этого соответствия можно за счет изменения как стиля руководства, так и ситуации.
Подход "путь - цель" Митчела и Хауса делает акцент на характеристиках подчиненных (ожидание, вознаграждение, самоуважение и принадлежность), а также на том воздействии, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненного. Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчиненными, зависит от двух ситуационных факторов: личных качеств подчиненных, а также требований и воздействий со стороны внешней среды.
Стиль руководства, ориентированный на достижение, считается более соответствующим таким ситуациям, где подчиненные стремятся к высокому уровню выработки и уверены в том, что способны достичь такого уровня. Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, более соответствует ситуациям, когда подчиненные стремятся участвовать в процессе управления.
В ситуациях, где характер задачи не вполне однозначен, предпочтительным является инструментальный стиль, который обеспечивает руководству выполнение заданий, и который увеличивает и удовлетворенность, и производительность.