Руководство и лидерство в системе управления. Роли руководителя в системе управления
Для руководителя характер деятельности по обеспечению достижения цели организации имеет такие общие черты:
. кратковременность протекания одного и того же вида деятельности;
. разнообразие видов деятельности;
. фрагментарности деятельности.
Генри Минцберг отмечает еще одну общую черту в деятельности руководителя, исполняемые им роли. Роль, по его определению, является "набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности". Он выделяет 10 ролей, которые принимает на себя руководитель в различные периоды и в разной степени. Они (эти роли) объединяются в три крупные группы (рис. 3).Эти роли взаимосвязаны и взаимозависимы и, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера.
Рис. 3. Классификация ролей руководителя
Искусство руководителя состоит в том, чтобы правильно оценить ролевые типы повлиять на их рациональное сочетание в коллективе, что способствует повышение эффективности деятельности коллектива самого руководителя. Роли руководителя трудно разделить по времени исполнения и месту проявления. Поэтому надо стремиться, чтобы различные роли дополняли друг друга, и в их взаимодействии формировалась деятельность руководителя.
Руководитель для исполнения своих ролей должен обладать определенными качествами. К счастью, никто еще не сумел дать точный набор характеристик, который должен обладать руководитель. Однако известно, что руководитель должен обладав некоторым набором характерных черт, необходимых ему для эффективного лидерства.
Теория лидерства в поисках ответа на вопрос: как должен себя вести руководитель, какие характеристики лидера являются наиболее эффективными и почему, имеет три подхода к определению лидерства - подход с позиций личностных качеств поведенческий подход и ситуационный подход.
Подход с позиций личностных качеств рассматривает проблему лидерства как теорию великих людей. Руководители-лидеры, согласно этой теории, должны обладать определенным набором общих для всех личностных качеств. Однако практика не позволяет выделить такие качества руководителя, что дало основание Стогдиллу сделать вывод, что эффективность руководства имеет ситуационный характер.
Поведенческий подход проблему лидерства рассматривает с позиции поведения руководителя. Эффективность лидерского стиля определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Однако результаты исследований показали, что эта теория несостоятельна, а эффективность стиля руководства зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.
Ситуационный подход доказывает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. В зависимости от конкретной ситуации руководитель должен выбирать и разные стили руководства.
Одним из важнейших достижений современной теории лидерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства - утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Это лишний раз подтверждает тот факт, что лидерство не является функцией руководителя. Лидерство не имеет временных параметров, которыми обладает функция управления. Оно зависит от ситуации, и проблема состоит лишь в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми.
Лидерство, по мнению автора, представляет собой личностные качества, которыми обладает руководитель для целенаправленного влияния на людей, для того, чтобы объединить их усилия ради достижения цели, которую все они разделяют.