Человек - главный элемент организации
Важно для изучения роли руководителя рассмотреть понятие "руководство". В литературе довольно часто термин руководство рассматривается как объединяющая функция управления, которая пронизывает все общие функции. С таким представлением трудно согласиться. Функция управления по своему содержанию представляет вид деятельности. Например, деятельность по планированию, контролю, организации и др. Одна функция отличается от другой лишь по тому, что ей присущи конкретные задачи управления. Так, деятельность руководителя, осуществляющего планирование, отличается от деятельности по стимулированию.
Руководство же невозможно описать конкретными задачами управления как видами деятельности. Любые действия руководителя по руководству людьми описываются какими-то определенными задачами, являющимися составными частями других функций управления. По мнению автора, руководство представляет собой процесс, который осуществляет руководитель, связанный с управлением людьми при достижении поставленной цели. Обязанности руководителя могут быть возложены на собственника организации, менеджера или специалиста.
Менеджер - это человек, обладающий специальными знаниями и умениями, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области получения желаемых результатов.
Менеджер представляет категорию людей специализированной профессии, обладающих знаниями и умениями управления организациями. Они могут занимать должности в структуре аппарата управления менеджера, специалиста или руководителя определенного уровня.
Специалист - это человек, не обладающий полномочиями принятия управленческих решений, но являющийся экспертом в определенной функциональной области деятельности и оказывающий помощь руководителям в подготовке к принятию решения.
Специалистов можно классифицировать следующим образом:
· функциональные специалисты управления - это исполнители решений, принятых руководством, результатом которых является управленческая информация (экономисты, финансисты, бухгалтеры, маркетологи, снабженцы и др.);
· специалисты-инженеры, сферой деятельности которых является оборудование, конструкторско-технологические разработки, строительство, транспорт и др. (инструкторы, инженеры, технологи, проектировщики);
· служащие - технические специалисты, выполняющие вспомогательные работа
С точки зрения менеджмента, людей, работающих в организации, можно рассматривать с двух сторон:
. люди как ресурс производственной системы - важный элемент процесса производства и управления;
. люди как личности с собственными потребностями, мотивами, ценностями и взглядами, притязаниями, отношениями - субъект и объект управления.
Руководитель, менеджер, специалист и рабочий, являясь субъектами и объектами управления, в организации представляют собой, прежде всего, личности с индивидуальными характеристиками. Эти характеристики являются основой для различий в организациях. Индивидуальность - это сравнительно стабильный набор определенных психологических и поведенческих черт, отличающих одного человека от другого. Практические действия человека, будь то руководителя или подчиненного, участвующих в производстве, будут разные. Это волк, сколько его ни корми, в лес смотрит. Человек устроен иначе. Он смотрит в разные стороны, и одного только этого более чем достаточно, чтобы представить себе сложность задачи учета поведения человека в процессах производства и управления.
Человек, работающий в организации, как правило, остается самим собой и на попытки манипулировать им реагирует сопротивлением (например, пассивностью в работе, сменой места работы и т. д.). Максимально, что может сделать руководитель с объектом управления - это приспособить его поведение к решению определенных задач. Да и то, лишь настолько, насколько эти задачи совпадут с потребностями этого человека, побуждающими его к приспособительному поведению. Такое поведение человека играет важную роль в процессе привлечения человека к конкретному труду. Отношения руководителя с подчиненными строятся на совместной деятельности, которая представляет собой процесс привлечения к труду.