Анализ реализации товарной политики ОАО Маслодельный Завод ''Седельниковский''
Для производителя имеет большое значение такой фактор, как система доставки продуктов в магазины. В большинстве случаев доставка осуществляется транспортными средствами завода, размер и частота завоза определяется заявками предпринимателей.
На протяжении всей деятельности Маслодельный Завод ''Седельниковский'' не имел собственного магазина розничной торговли. Хотя, для упрощения поиска потребителями нужных им товаров маслозавода, возможно создание торговой точки ''прилавочного типа'', где были бы представлены все производимые товары.
В данный момент продукция маслозавода не имеет рекламной поддержки. Руководством завода привлекались специалисты по рекламе: в 2005 году по местному телевидению рекламировалась новая упаковка и фасовка продукции завода. Быстрого роста спроса на рекламируемые продукты не наблюдалось, и рекламная кампания была прекращена. На мой взгляд, это было скоропостижным решением, т.к. ни один вид рекламы не гарантирует мгновенного роста продаж, чаще всего эффект носит временной характер.
Анализ полученных данных.
В качестве одного из инструментов обобщения и анализа полученной информации в отношении состава ассортимента можно использовать методику управления товарной категорией. На рисунке 2 представлена графическая интерпретация собранных и сгруппированных данных в отношении спроса, предложения и розничного ассортимента маслодельного Завода ''Седельниковский''.
Рис.2 Пересечение ассортимента: потребители, производитель, продавцы
Раскроем значение каждого из четырех секторов, представленных на рисунке 2.
Сектор 1 – спрос покупателей, не удовлетворенный производителем и продавцом.
Сектор 2 – спрос покупателей и предложение производителя, не удовлетворенные продавцом. Покупатель хочет купить товар, производитель его выпускает, но в рознице он не представлен (сухое обезжиренное молоко).
Сектор 3 – спрос покупателей, удовлетворенный производителем и продавцом.
Сектор 4 – спрос покупателей, удовлетворенный конкурентом и продавцом.
Рисунок 2 отражает не все возможные ситуации. На нем не отражены:
сектор 5 – предложение конкурентов и продавца, не имеющие спроса;
сектор 6 – предложение производителя и продавца, не имеющие спроса;
сектор 7 – предложение производителя, не пользующееся спросом у продавца и покупателя;
сектор 8 – спрос покупателя и предложение конкурента, не удовлетворенные продавцом;
сектор 9 – предложение конкурента, не пользующееся спросом у продавца и покупателя.
Это говорит об эффективной деятельности маслозавода на рынке.
При исследовании, необходимом для совершенствования уже существующего ассортимента ОАО ''Седельниковский'', особое значение приобретает информация по секторам 3, 4, которые информируют маркетолога о популярных видах продукта.
C учетом вышеизложенного, при разработке товарной политики перед производителем возникает три задачи:
1.Поставлять продавцу часть ассортимента, пользующуюся спросом.
2.Ввести в ассортимент позиции, покупательский спрос на которые не удовлетворен.
3.Использовать успешный опыт конкурентов для формирования собственного ассортимента.
Итак, главная задача производителя – выпускать только те продукты, которые действительно пользуются спросом у покупателей и при этом добиваться того, чтобы весь ассортимент был представлен в розничной торговле (т.е. максимального наложения трех кругов – см. рис. 2).
Маслодельным заводом за последние два года сделано многое, главное решена проблема привлечения дополнительных материальных и человеческих ресурсов для реализации существующего ассортимента. Завод занял около половины местного рынка, но ведь это не придел. Существует необходимость пополнения рынка новыми товарами. Есть возможность пусть не полного, но частичного вытеснения конкурента.
В настоящее время частные предприниматели могут послужить важным источником информации о продукте маслозавода. Они могут представить свое мнение относительно каких-либо изменений в составе ассортимента, оценить функциональность, упаковку. Оптовики являются источником информации и о конкуренте. При разработке товарной политики необходимо учитывать мнение конечных потребителей. Однако сотрудники маслозавода не имеют необходимых теоретических знаний и практического опыта для получения и обработки такого рода информации, использования маркетинговых коммуникаций (реклама, выставки, ярмарки и пр.). Таким образом, основная проблема ОАО Маслодельный Завод ''Седельниковский'' – это отсутствие специалиста по маркетингу.
Эффективная организация маркетинга – одна из наиболее важных сфер деятельности любой компании. И если существует желание добиться успеха в бизнесе, необходимо знать, что такое маркетинг и как использовать его в данном бизнесе. Значимость маркетинга объясняется участием в нем двух сторон, без которых не возможен бизнес вообще – клиентов и конкурентов. Именно маркетинг позволяет предприятию стать конкурентоспособным и преуспевающим на рынке.