Анализ реализации товарной политики ОАО Маслодельный Завод ''Седельниковский''
Появление новых товаров, расширение ассортимента существующих, рост запросов потребителей, развитие розничной торговли обусловливают все большую значимость ассортимента продукта для успеха товара на рынке.
Ассортимент продукта - более узкое понятие, чем товарный ассортимент. Товарный ассортимент молочных продуктов маслозавода состоит из молока, кефира, ряженки, сметаны и т. д., в то время как ассортимент продукта имеет отношение к разновидности конкретного продукта. Так, ассортимент продукта ''молоко'' включает молоко в картонных и целлофановых пакетах, фасовках 0,5 и 1 литр, жирностью 2,5% и 3,2%.
Исследование внутренней среды.
Целью изучения внутренней среды является определение внутренних возможностей в отношении размера и состава ассортимента продукта.
Производство. Для увеличения занимаемой доли местного рынка маслодельному заводу необходимо было расширить количество наименований продукции, но имеющееся оборудование не позволяло этого сделать. Не было возможности перехода на производство фасованной продукции (молоко, кефир, ряженка, сметана, масло).
Технология. Предприятие располагало разработками в отношении рецептуры; технологи самостоятельно могли разработать ассортимент без привлечения других специализированных компаний. Технология производства новых продуктов совместима с технологией производства существующих позиций.
Снабжение и логистика. Имеющиеся складские площади позволяют хранить необходимое количество позиций ассортимента (см. приложение № 1). Имеется возможность использования для новых продуктов существующих видов сырья и расходных материалов.
Финансы. К октябрю 2002 года завод обладал необходимыми ресурсами для приобретения нового оборудования (автомата разливочной расфасовки цельномолочной продукции), что позволило перейти к реализации новой товарной политики, т.е. выведению на рынок расширенного ассортимента производимой продукции.
Анализ сбыта.
Объем сбыта представляет собой важнейший показатель деятельности предприятия. Анализ сбыта должен, прежде всего, показать абсолютную и относительную значимость продуктов и групп продуктов, указать на продукты, которые, возможно, следует исключить из ассортимента.
Таблица 1
Анализ сбыта ОАО Маслодельный Завод ''Седельниковский'' по видам продуктов за 2006 год.
Продукция |
Число вариантов * |
Объем сбыта, руб. |
Объем сбыта на один вариант, руб. |
Доля в общем объеме сбыта, % |
Молочная |
3 |
1030000 |
343333 |
46,12 |
Цельно- молочная |
2 |
608000 |
304000 |
27,23 |
Кисло- молочная |
5 |
595000 |
119000 |
26,25 |
Итого |
2233000 |
100 |
* см. приложение №1
Данные по сбыту показывают, что преимущество в объеме сбыта, имеет молочная продукция; значительный объем сбыта приходится и на другие ассортиментные позиции, следовательно, их нельзя исключить из ассортимента.
Анализ прибыли. По каждой ассортиментной позиции определяется процент прибыли, и доля продукта в общем объеме прибыли. В результате можно определить наиболее прибыльные товары.
Таблица 2
Анализ ассортимента по показателю ''прибыль'' за 2006 г
Ассортиментная позиция |
Доля при были в цене, руб. |
Объем сбыта, млн. руб. |
Прибыль тыс. руб. |
Доля продукта в общей прибыли, % |
Молочная продукция |
30 |
1,03 |
309 |
53,34 |
Цельно молочная продукция |
20 |
0,608 |
12,16 |
20,99 |
Кисломолочная продукция |
25 |
0,595 |
14,875 |
25,67 |
Итого |
2,233 |
57,935 |
100 |