Анализ реализации товарной политики ОАО Маслодельный Завод ''Седельниковский''
Доля ассортиментной позиции в объеме продаж и объеме прибыли (по цельномолочной и кисломолочной продукции) различается, поскольку различна себестоимость видов продукта.
Из таблиц 1 и 2 видно, что на молочную продукцию приходится более 46% продаж и более 53% прибыли от реализации всего ассортимента. Если эта позиция будет вытеснена конкурентами, объем продаж и прибыль данного ассортиментного ряда существенно уменьшатся.
Исследование внешней среды.
Внешняя среда является основным источником информации для разработки ассортимента нового продукта. Исследование внешней среды включает в себя изучение рынка, оптовой и розничной торговли, конкурентов и потребителей.
Исследование рынка.
Анализ рынка проводится для того, чтобы оценить текущую ситуацию на рынке, выявить основные тенденции его развития и на основе этого разработать стратегию ассортимента продукта.
На рынке Седельниковского района единственным конкурентом для ОАО Маслодельный Завод ''Седельниковский'' является ООО ''Манрос М'', которое предлагает большое количество разнообразной фасованной продукции; помимо молока, кефира, ряженки, сметаны в ассортимент входят йогурты, глазированные сырки и многое другое (см. приложение №2). Завод ''Седельниковский'' таких продуктов предложить не может, но стоит задуматься о включении их в свой ассортимент, т.к. и йогурты, и сырки пользуются большим спросом (по словам продавцов местных торговых точек).
В данной ситуации преимущество маслодельного завода заключается в значительно меньших транспортных затратах, в связи с использованием короткого канала распределения. Это позволяет производителю осуществлять соответствующую ценовую политику. Так, цены на продукцию Маслодельного Завода ''Седельниковский'' ниже цен аналогичной продукции ''Манрос М'' по некоторым позициям ассортимента (например, разница в ценах на пакет молока (1литр, жирность 3,2%) доходит до 7 рублей), разницы во вкусовых характеристиках потребители не отмечают. Единственное, сметана местного производителя заметно хуже по вкусовым критериям, но технология производства уже совершенствуется.
Приобретение маслозаводом автомата по расфасовке продукции позволило повысить конкурентоспособность; спрос на продукцию значительно увеличился.
В настоящее время маслозавод ''Седельниковский'' занимается совершенствованием упаковок своей продукции.
Исследование потребителей.
Вкусы и потребности людей различаются; с возрастом меняются вкусы; увеличиваются доходы – увеличиваются запросы. Соответственно, маслозавод ''Седельниковский'' должен отслеживать изменения в отношении потребителей к продукции и вносить коррективы в товарную политику. На данном этапе развития руководство маслозавода не проводит никаких мероприятий по изучению предпочтений потребителей.
В результате опроса мной жителей с. Седельниково были сделаны нижеследующие выводы.
Роль ассортимента при выборе марки молочной продукции для 20% опрошенных (40 человек) значительна.
Ассортимент конкурента (компании ''Манрос М'') всеми оценивается как более широкий, в большей степени удовлетворяющий потребности.
Наиболее популярные виды продукции ''Манрос М'': йогурты, глазированные сырки, сметана; маслодельного Завода ''Седельниковский''- масло сливочное крестьянское, молоко.
Большинство опрошенных людей преклонного возраста доверяют только местному производителю, объясняя это тем, что знают, кто производит, и из какого сырья.
Были выражены пожелания относительно пополнения ассортимента маслозавода такими продуктами как йогурт, ацидофилин, глазированные сырки, творог.
На основе полученных данных от покупателей можно принять определенные решения относительно управления ассортиментом.
Исследование конкурентов.
Как уже говорилось ранее в данной курсовой работе, единственным конкурентом Маслодельного Завода ''Седельниковский'' является ООО ''Манрос М''. Так как ''Манрос М'' давно занимает значительную долю рынка, можно сказать, что именно у этой компании наиболее результативный (успешный) состав ассортимента (см. приложение № 2), упаковка более совершенная, цены продукции выше цен местного производителя из-за использования длинного канала распределения и значительной удаленности от с. Седельниково.
Исследование систем оптовой и розничной торговли.
Успех продукта зависит не только от того, как его воспримут потребители, но и от отношения к нему торговых предприятий.
Особенности оптовых и розничных каналов распределения должны учитываться не только при разработке продукта, его упаковке, транспортной тары, цены, но и при разработке товарной политики.
Специализация оптовика определяет количество позиций ассортимента, которые его интересуют.
Частные предприниматели Седельниковского района, имеющие продуктовые магазины, закупают у маслозавода практически все позиции ассортимента фасованной продукции, а ч /п. Нахшкарян - лишь сливочное масло ''Монолит'' для последующего производства кондитерских изделий.