Анализ управления системой образования в ВАО г. Москвы
В Москве дают о себе знать процессы социальной, нравственной, психологической, образовательной, политической жизни современной России, которые входят в образовательное пространство москвичей.
Масштабы социально-экономических преобразований и решаемых задач особенно ярко проявляются в Москве - экономически мощном и динамично развивающемся регионе Российской Федерации.
Здесь же и наиболее зримы тенденции выхода российской школы на качественно новый уровень.
Развитие системы московского образования в Восточном административном округе в 2009-2010 г. г. осуществлялось в соответствии с главной стратегической целью - обеспечение устойчивого развития образования в городе Москве, расширение его доступности, обеспечение качества и эффективности, создание безопасной среды для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города.
В результате в ВАО г. Москва сложилась структура управления системой образования, обеспечивающая её стабильное развитие на основе программно-целевого подхода.
Сегодня государство активно поддерживает систему развития образования, поэтому проанализируем результаты деятельности Управления образования ВАО г. Москвы по данному направлению.
В ходе модернизации и решения задач Приоритетного национального проекта "Образование" были достигнуты следующие результаты:
- ускорился процесс обновления содержания образования при помощи расширения тем и перечня учебных курсов, введения специальных интегративных модулей (включая метапредметы), широкого использования исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования;
- активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение детей на основе их собственной мотивации и ответственности, использования информационных и компьютерных технологий в виде мультимедийных курсов, мульти - и видеотек, электронных ресурсов и образовательных порталов;
- происходит обогащение образования активными формами обучения - конференциями, слётами, учебными играми, проектами, фестивалями - для формирования ключевых компетенций и включения учащихся в процессы мыследеятельности, необходимые школе будущего;
- на региональном уровне складывается система мониторинга для управления качеством образования по результатам;
- с целью максимальной реализации запросов и ожиданий потребителей расширяются формы государственно-общественного управления (управляющие, попечительские советы, советы школ), сформированы Общественный совет по образованию, Совет родительской общественности, ученического самоуправления, городская Общественная палата по образованию;
- создано экспертное профессионально-общественное сообщество. Общественные эксперты активно участвуют в деятельности комиссий по аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров;
- проведена реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы в единый вид - колледж - в системе многоуровневого профессионального образования;
- разработана принципиально новая схема организации образовательного процесса в учреждениях высшего педагогического образования, направленная на формирование педагогических компетенций и компетентностей с учётом предстоящего перехода на уровневое высшее образование.
Общественную поддержку в ходе реализации Приоритетного национального проекта "Образование" получили те образовательные учреждения Москвы, которые выступают в качестве социокультурных комплексов, социальных партнёров по решению проблем местного сообщества и территориального развития.
Большим вкладом столицы в общероссийский пакет проектов стал московский проект "Строим Школу Будущего", инициированный бывшим Мэром Москвы Ю.М. Лужковым в 2009 году как региональная составляющая приоритетного национального проекта "Образование" и ответ на вопрос об инновационном развитии столичного образования.
При формировании модели Школы Будущего использованы результаты инновационной деятельности 118 лучших школ - победителей приоритетного национального проекта "Образование" 2009 - 2010 года.