Анализ управления системой образования в ВАО г. Москвы
Рассмотрим подробнее полномочия региональных органов управления, так как управление образованием ВАО г. Москва является региональным органом управления. Организационная структура Управления образования ВАО г. Москвы представлена в приложении 1.
К полномочиям Управление образования ВАО г. Москвы по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
В Управлении образования ВАО г. Москва полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Управление образования ВАО г. Москвы имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Управление образования ВАО г. Москвы вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении. Далее рассмотрим систему планирования в Управлении образования ВАО г. Москва.
Рациональное взаимодействие таких основных элементов социально-экономической системы - Управления образования ВАО г. Москва, как учебно-педагогический персонал (профессорско-преподавательский состав), основные и оборотные фонды (здания, сооружения, компьютеры, оборудование, инвентарь, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, денежные средства), может быть обеспечено в процессе осуществления таких функций управления, как планирование, регулирование, организация, программирование, контроль, учет и анализ. При этом каждая из данных функций выполняет свою индивидуальную роль в ориентации к достижению объектом управления намеченной и конкретно установленной цели социально-экономического развития.
Целью деятельности Управления образования ВАО г. Москва, выступает его программная ориентация на достижение результатов, связанных с получением обучающимися, например, в системе профессионального образования, соответствующего уровня профессии и определенной квалификации.
В то же время функции управления тесно взаимосвязаны друг с другом, а, взаимодействуя между собой, с методами, способами управления, с материально-вещественными элементами, с управленческим персоналом государственного образовательного учреждения, выступают как основные элементы системы управления, эффективное осуществление которых ориентировано на достижение конкретной цели, представляющей собой, на наш взгляд, повышение уровня управления профессиональным образовательным учреждением.
Эффективная, действенная реализация каждой из функций управления региональным образовательным учреждением может состояться на основе прямого и опосредованного учета действующих внешних и внутренних факторов, процессов и явлений, принятия конкретных мер по поддержанию намеченной ориентации на достижение установленных целей как образовательного учреждения, так и системы управления в целом. Отсутствие же системных подходов к решению планомерного и программного решения задач рационального осуществления образовательного процесса снижает уровень объективизации управленческих воздействий на деятельность и развитие профессионального учебного заведения региона.
Планирование текущей деятельности, перспективного и стратегического развития Управления образования ВАО г. Москва выступают в системе управления в качестве основных, доминирующих функций, реализация которых позволяет объекту управления целенаправленно соблюдать принятую, установленную или намеченную ориентацию на достижение высокой или наиболее приемлемой в создавшихся социально-экономических условиях результативности образовательного, инновационного, экономического и социального характера.