Электронная коммерция
Основой электронной коммерции являются телекоммуникационные сети. На сегодняшний день более 80% компьютеров в мире объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Интернета. Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена такими важными причинами, как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара.
Интернет является наиболее мощной и разветвленной сетью. Интернет представляет собой первую реализацию опосредованной компьютерами гипермедийной среды, которая обладает уникальными маркетинговыми характеристиками. Это иерархическая децентрализованная сеть, не имеющая единого органа управления и выступающая в качестве двух основополагающих элементов: во-первых, как новое средство коммуникации, во-вторых, как глобальный виртуальный электронный рынок, не имеющий каких-либо территориальных или временных ограничений.
Аудитория Интернета постоянно расширяется. В настоящее время российская часть Интернета (Рунет) является одним из самых динамично развивающихся сегментов глобальной сети. По данным РОЦИТ, число активных пользователей сети в 2001 г. превысило два миллиона. Конечно, по сравнению с США и европейскими странами эта цифра крайне мала, но уже достаточна для использования Интернета для коммерческих целей.
Как средство коммуникации Интернет имеет ряд преимуществ:
1. Возможность интерактивного характера коммуникации.
2. Многофункциональная модель коммуникации «многие – многим», лежащая в основе Интернета, органически включает модели «один – многим» и «один – одному», что позволяет исходя из потребностей клиентов реализовывать широкий диапазон видов коммуникационного взаимодействия.
3. Наличие контроля над поиском и получением информации позволяет потребителям занимать активную позицию в коммуникационном процессе.
4. Интернет обладает широким диапазоном видов представления информации: текст, графика, анимация, звук, видеоизображение.
5. Высокая гибкость и масштабируемость.
6. Возможность нелинейного поиска информации, обусловленная гипермедийным способом ее представления.
7. Возможность интерактивного заключения сделок.
Последнее свойство Интернета позволяет использовать его среду как глобальный рынок для ведения электронной коммерции. В качестве основополагающих характеристик рынка Интернета можно выделить:
- активную позицию потребителей;
- минимальный объем вкладываемых средств для выхода на рынок со стороны фирм;
- глобальный характер рынка;
- круглосуточная доступность рынка;
- возможность получения необходимого объема информации потребителями.
Кроме Интернета существуют и другие сети, которые с успехом используются для целей электронной коммерции. Прежде всего это интрасети (интранет), которые используются для обмена информацией в пределах одной фирмы. Фирмы, работающие совместно, которым необходимо постоянно обмениваться информацией, организуют общие сети (экстранет). Примером могут быть банковские сети, предназначенные для перевода денежных средств. В отличие от Интернета сети интранет и экстранет недоступны для других организаций, однако при необходимости они могут быть открыты для обмена информацией с деловыми партнерами.
Экономическая выгода от участия в электронной коммерции может быть рассмотрена с точки зрения отдельных покупателей, торговых организаций и общества в целом.