Электронная коммерция
Электронная коммерция может принимать различные формы в зависимости от того, в какой степени продаваемый товар / услугу, поставщика / посредника и процесс проведения сделки можно представить в электронной и цифровой форме.
Физическим или цифровым (электронным, информационным) могут быть продукт / товар, субъект рынка, процесс. Когда мы пользуемся понятием «цифровой», мы имеем в виду, что товар (услуга) и т.д. может быть переведен в коды с помощью цифровой технологии и в таком виде распространяться через интернет.
В традиционной коммерции (офф-лайн) все составляющие – товар / услуга, субъект, процесс – физические, а в чистой электронной коммерции (он-лайн) все измерения цифровые. Остальные комбинации представляют собой смешанную форму коммерции. Если у нас имеется хотя бы одна цифровая (электронная) составляющая, мы можем рассматривать действие в качестве частичной ЭК. Например, покупка книги в электронном магазине www.busy.ru не является чистой, так как книга доставляется с помощью обычных средств доставки или по почте. Но покупка программного обеспечения в компании Egghead (www.egghead.com) – процесс чистой электронной коммерции, так как товар, процесс (доставка, платеж) и агент являются цифровыми (электронными).
Электронная коммерция состоит из некой сети, основанной на интернет-протоколах, программных приложений и человеческих ресурсов, которые используют в своей работе информационные сети и программные приложения для осуществления сделок в режиме реального времени, а также субъекты рынка (предприятия, правительственные организации и отдельные граждане и домашние хозяйства), которые покупают и продают товары и услуги напрямую или через посредников.
Таким образом, в электронной коммерции можно выделить два основных иерархических уровня: инфраструктура и экономическая деятельность.
В свою очередь, категория инфраструктуры
может быть подразделена на инфраструктуру Интернета и инфраструктуру приложений Интернета.
Инфраструктура Интернета является физической основой электронной коммерции. К ней относятся компании, производящие персональные компьютеры, серверы, оптико-волоконные линии связи, сетевые устройства и программные обеспечения, интернет-провайдеры и т.д.
Инфраструктура приложений Интернета включает программное обеспечение и программные приложения, консультации, обучение и интегрированные услуги, включая обслуживание сетей. На этом уровне работают интернет-консультанты, компании по разработке коммерческих приложений Интернета, программного обеспечения для веб-разработчиков и создания поисковых систем, мультимедийных приложений, обучения в режиме реального времени, коммерческих приложений Интернета и т.д.
Категория экономической деятельности
также может быть подразделена на две составляющие: интернет-посредники и сделки в режиме реального времени (онлайн).
Интернет-посредники повышают эффективность электронных рынков, помогая покупателям и продавцам находить друг друга, способствуя их взаимодействию. Они являются своего рода катализаторами инвестиций в инфраструктуру и интернет-приложения при осуществлении сделок в режиме реального времени. К интернет-посредникам относятся онлайн-брокеры, порталы, рекламные агенты и т.д.
Сделки в режиме реального времени осуществляются компаниями, которые продают товары и услуги отдельным покупателям или компаниям через Интернет. К компаниям, работающим на этом уровне, относятся компании розничной торговли (электронные магазины), производители компьютерного оснащения и программного обеспечения, продающие свой товар, транспортные компании, туристические фирмы и многие другие участники рыночных отношений.