Технологические особенности работы развлекательного центра (на примере торгово-развлекательного центра МАКСИ)
Стоит отметить, что ТРЦ в городах, особенно в небольших, становятся местом не только совершения покупок, но и проведения досуга, своеобразных «прогулок»: присмотреться к товарам, себя показать и на других посмотреть . Особенно такая модель поведения характерна для женщин, тратящих на посещение ТРЦ существенно больше (примерно на 35-40 %) времени, чем мужчины. Молодежь зачастую ходит туда просто «потусоваться». Тем не менее, это «праздношатающаяся» публика не должна восприниматься как балласт. С одной стороны, «приглядывание» к товарам создает отложенный спрос, который может быть удовлетворен в будущем при благоприятных обстоятельствах. С другой стороны, «бесцельно» разгуливающие по ТРЦ часто совершают попутные импульсивные приобретения (небольшие подарки, косметика, чулочно-носочные изделия, книги, открытки, бижутерия и так далее), а также посещают предприятия фаст-фуд. По образному выражению одной из покупательниц, «как ни давай себе обещания ничего не покупать, а только смотреть, если в кармане есть деньги - обязательно что-нибудь куплю». Подобные психологические аспекты необходимо иметь в виду при разработке торгово-технологической концепции ТРЦ, особенно позиционирующихся в среднем и выше среднего ценовых сегментах. Она должна обеспечивать максимально эффективную рекреацию посетителей и способствовать совершению ими импульсивных покупок. Эту задачу следует решать вместе с проектировщиками и дизайнерами интерьеров. Именно от их грамотной, «вкусной» подачи товара зависит, попадет ли посетитель «на крючок». Значительную роль здесь играет и «мозаичная» структура торгового пространства - без жесткой товарной специализации. Для привлечения большего количества посетителей в торгово-развлекательных центрах размещаются кинотеатры-мультиплексы, рестораны, кафе, аттракционы, боулинги и тому подобное. [11]
Создание комфортных условий пребывания внутри ТРЦ - еще одна важная задача проектировщиков. Для этого в комплексе необходимо предусмотреть зоны отдыха, где уставший посетитель может «перевести дух», не мешая при этом движению основного потока.
Бытует мнение, что отечественных архитекторов, способных разработать грамотную архитектурную концепцию ТРЦ, практически нет, поэтому девелоперы иногда пользуются услугами иностранных специалистов, привлекаемых в качестве консультантов. Так, например, над проектом ТРЦ «Лига» совместно с российскими коллегами работал Марио Бартилло, директор французского архитектурного бюро «Design Architectural».
Как известно, творческий процесс, в который вовлечены несколько участников, редко обходится без споров и взаимной критики. Создание концепций ТРЦ - не исключение. Но за личными амбициями и творческими озарениями нельзя упускать из вида следующее: в основе указанных концепций должны лежать определенные каноны. Более того, опытные архитекторы нередко используют словосочетание «философия ТРЦ». Например, Марио Бартилло считает, что таковой является симбиоз в одном пространстве крупных «якорных» арендаторов и небольших бутиков. Бартилло замечает: «В любом здании посетителю предоставляется кратчайший путь от входа до конечной точки - в любом, но не в ТРЦ», где, напротив, следует «заставить» человека как можно дольше идти между прилавками к нужному ему магазину, то есть, по сути, «заманивать» его в галереи. В этой связи существует и другое требование: не нужно вести покупателя сразу к «якорю» - в гипермаркет или кинотеатр он попадет и без посторонней помощи.