Технологические особенности работы развлекательного центра (на примере торгово-развлекательного центра МАКСИ)
Думать об эффективности будущего ТРЦ необходимо еще на стадии его стратегического планирования. Факторов, от которых зависит посещаемость центра, очень много. Объективно оценить и учесть их при выборе местоположения объекта и разработке его концепции можно только по результатам маркетингового исследовании, на результаты которого ориентируются в процессе создания бизнес-концепции. После ее составления формируется задача для архитекторов, которые будут создавать уже архитектурную концепцию. К сожалению, архитекторы не всегда справляются с этой задачей. Появилось даже определение: «Неправильная архитектурная концепция», что говорит об отсутствии у отечественных девелоперов достаточного опыта качественного проектирования, к которому необходимо привлекать специалистов из смежных областей: градостроителей, агентов по недвижимости, консультантов по логистике, психологов-аналитиков, дизайнеров и так далее. Конечный результат напрямую зависит от их грамотного взаимодействия. [12]
Прежде всего следует провести маркетинговые исследования, которые определят общую площадь торгово-развлекательного центра. Она непосредственно зависит от зоны обслуживания будущего комплекса и предполагаемой целевой группой посетителей. Во время исследований проводится и анализ конкурентной среды. Девелоперы исходят из тех соображений, что их центр должен успешно работать не только сразу после открытия, но и в последующие годы. Значит, необходимо не только оценить констелляцию уже существующих объектов торговли, но и прогностически проанализировать всю территорию в зоне охвата проектируемого центра. Эти исследования выявляют функциональное назначение будущего здания, очерчивают круг товаров и услуг, в которых нуждается фокусный потребитель (потенциальный посетитель ТРЦ), и их ценовой уровень. Результаты исследований определяют также общие характеристики комплекса, от которых будет отталкиваться архитектор проекта.
При определении круга потенциальных посетителей ТРЦ наряду с прочими факторами следует учитывать психологию покупательского поведения - в противном случае итогом станет невысокая посещаемость. Существует такое понятие, как «черный ящик» (объект, внутренняя структура которого неизвестна, но о функциях которого можно судить по его реакциям на внешние воздействия). В нашем случае под «черным ящиком» как раз и подразумевается сознание покупателя. Ведь уровень спроса зависит не только от платежеспособности людей, но и от их привычек, психологических установок и так далее. [11]
Закон Парето, согласно которому именно постоянные покупатели обеспечивают большую часть выручки, с абсолютной точностью действует и в отношении ТРЦ. Только специальное исследование позволит оценить структуру будущих потребительских групп торгово-развлекательных центров и выделить из нее целевой сегмент. Усредненный «профиль» целевого российского посетителя подобных комплексов выглядит следующим образом: это мужчина или женщина в возрасте от 18 до 35 лет. Скорее всего, данным обстоятельством и объясняется, в частности, преобладание в сегодняшнем ассортименте одежды изделий для молодежи.