Обобщенные и специфические показатели эффективности и результативности
Показатели эффективности и результативности разделяются на обобщенные и специфические, которые, в свою очередь, определяют деятельность государственных органов и государственных служащих (Рис.2).
Рис.2 Обобщенные показатели эффективности и результативности
Показатели деятельности государственных органов отражают конечные результаты за определенный период, показатели принятия и исполнения решений - непосредственный результат, а показатели правового, организационного и документационного обеспечения - определенный процесс. Утверждение обобщенных показателей эффективности и результативности соответствующим должностным лицом определяется подчиненностью государственных органов (Президенту РФ или Правительству РФ). Эти показатели должны учитываться при оценке государственных органов, государственных служащих и непосредственно определять принимаемые решения, в том числе в кадровой политике. Если в коммерческих организациях недостижение поставленных показателей влечет за собой банкротство или увольнение непосредственных организаторов и исполнителей, то в системе государственной службы отрицательные результаты в той или иной сфере деятельности нередко приводят лишь к «пересаживанию» чиновников из одного кресла в другое.
Специфические показатели эффективности и результативности также могут использоваться для оценки государственных органов государственных служащих (Рис. 3).
Рис.3 Специфические показатели эффективности и результативности
Такие показатели устанавливаются индивидуально для отдельных гражданских служащих. Они связаны со спецификой деятельности государственных органов, отражают степень выполнения отдельных функций и характеризуют непосредственный или итоговый результат[3]. Перспективным является переход от управления, ориентированного на промежуточные результаты, к управлению, нацеленному на конечные показатели эффективности деятельности государственных органов и государственных служащих.
Показатели эффективности определяются по иерархическому признаку: от показателей эффективности государственных органов и полученного конечного эффекта до показателей качества работы отдельных структурных подразделений и сотрудников. Эффективность деятельности любой организации в первую очередь определяется тем, чтобы каждый сотрудник на любом уровне, во всех структурных подразделениях был вовлечен в общее дело и вносил свой вклад в достижение ясно сформулированных целей. Если перед государственным органом поставлены цели, сформулированные в виде определенных показателей эффективности, необходимо соответствующим образом распределить задачи между подразделениями и государственными служащими, создать у сотрудников мотивацию для достижения этих целей. Система показателей результативности на разных уровнях не должна быть противоречивой. Более того, правильно поставленная цель в виде показателей эффективности на низшем уровне иерархии должна способствовать улучшению показателей на верхнем уровне. В силу того, что построение показателей идет «сверху - вниз», т.е. от целей и задач органа власти, показатели на нижних уровнях должны способствовать достижению данных целей.
Важно установить ряд этапов, определяющих последовательность проведения мероприятий (Рис.4).
Рис.4 Алгоритм разработки показателей и критериев эффективности
Как отмечалось выше, показатели эффективности деятельности государственных служащих отражаются в служебном контракте и в должностном регламенте. Первичным является должностной регламент, который прилагается к служебному контракту. Будучи составной частью должностного регламента, показатели эффективности и результативности определяются должностными обязанностями; перечнем вопросов, по которым государственный служащий вправе и обязан самостоятельно принимать решения или участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов; сроками и процедурами подготовки и принятия решений (Рис.5).