Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Таблица 3. Методика динамического чтения
Правила |
Недостатки |
Используй только зрительный канал восприятия информации Старайся видеть слово не как букворяд, а как отдельный знак по его общим очертаниям (психологически это подобно узнаванию лица человека с одного взгляда, без перебора отдельных черт) Переходи к одновременному восприятию нескольких слов Двигайся взглядом не слева направо, а сверху вниз посередине страницы (по условной линии, делящей страницу пополам); для захвата взглядом как можно большего количества текста по сторонам условной линии используй "периферическое зрение" Не допускай никаких возвратов в ходе чтения |
Быстрое чтение является малокритическим процессом Оно почти не вызывает ассоциаций Если ему обучать, не заботясь о необходимости развития творческого начала, воспитывается человек с характерными признаками догматического мышления Ускоренное накопление информации, увеличивая зависимость творческих возможностей интеллекта специалиста от эрудиции, приводит к парадоксу "эрудит-дилетант" Для использования накопленных в ходе ускоренного чтения знаний требуется новое (внутреннее) прочитывание |
Таблица 4. Методика дискретного чтения назначение - нейтрализация вредных последствий ускоренного чтения
Распознавание |
Минимизация |
Генерация |
1. Определение места материала в системе ранее накопленных знаний |
1. Сокращение материала источника без искажения смысла методом редакторской правки |
1. Выдвижение новых идей на основе "вычитанных" путем их комбинирования |
2. Установление связей материала с материалом других текстов |
2. То же способом перекодирования (переложение своими словами) |
2. То же путем экстраполяции (интерполяции) |
3. Определение внутренних связей в тексте |
3. Сравнение выводов, которые получают люди, читающие исходный и обработанный материал |
3. То же нахождением системообразующих отношений |
4. Выявление главного |
4. Составление руководств для деятельности на основе полного и сокращенного текстов и их сравнение |
4. Перепланировка текста |
5. Установление соподчинения различных элементов текста |
5. Прогнозирование следствий | |
6. Нахождение мест (понятий, определений, высказываний), имеющих отношение к предмету |
6. Объяснение материала из иных (не содержащихся в тексте) принципов | |
7. Использование языка маргиналий |
7. Выработка противоположной позиции | |
8. Применение пестрого конспектирования |
8. Научная компроментация содержащихся в тексте идей или (и) аргументов |
Таблица 5. Напоминатель правил "мозговой атаки" по Осборну
Генерация |
Объективация |
Селекция |
1. Четкая постановка задачи, требующая кратких ответов |
1. Фиксация всех высказываний (стенография, магнитофон.) |
1. Выявление реальности или нереальности предложения |
2. Запрещение критики в любой форме |
2. Группирование идей по смыслу и назначению |
2. Определение значимости идей по критерию непосредственной реализуемости |
3. Поощрение: а) любых коротких высказываний без аргументации; б) развития предложенных идей; в) фантастических ассоциаций и примеров |
3. "Освобождение" высказываний от личностных признаков путем стандартной записи идей |
3. Выявление идей, нуждающихся в конструктивной разработке |
4. Время генерации за один сеанс - не более 2 часов |