Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
. Требовательность - способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации.
. Критичность - способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм.
. Ответственность - способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.
Особую роль в успешности руководителя играют методы развития и усиления памяти, методы динамического чтения, использование методов "мозговой атаки", развития интуиции и способностей прогнозирования будущих ситуаций, решения задач.
Таблица 1. Напоминатель принципов тренировки памяти
Принципы |
Содержание |
Принцип учета индивидуальных особенностей памяти |
Для увеличения возможностей памяти необходимо знать достоинства и слабости памяти каждого человека по таким характеристикам, как: емкость, прочность, точность и готовность |
Принцип назначения тренировки |
Нельзя улучшать память вообще; необходимо твердо установить, для каких целей намереваются улучшить память |
Принцип "эгоизма" (заинтересованности) |
Легче запоминается то, что является прямым объектом личного интереса человека |
Принцип максимальной активности (использования) |
Запоминание и воспроизведение тем лучше, чем выше частота использования материала, предназначенного для запоминания |
Принцип минимального объема (принцип семерки) |
Прочность запоминания, скорость и точность воспроизведения зависят от числа элементов материала, который необходимо запомнить; максимальное число таких элементов - семь |
Таблица 2. Напоминатель методов усиления памяти
Метод внешней компенсации |
Метод цепи |
Метод противоречия |
Метод минимизации |
Логический метод |
Метод перекодирования |
Метод художественного оформления |
Прием использования напоминателей |
Прием крючка |
Прием создания контрастного фона |
Прием использования базовых понятий |
Прием логического вывода |
Прием создания геометрии смысла |
Прием картинного изображения материала |
Организация рабочего места |
Построение смыслового дерева |
Парадоксальное выражение содержания |
Литерный прием |
Прогнозирование последствий |
Пестрый конспект |
Эмпатия |
Релаксация |
Перебор цепи |
Построение антиномий |
Редактирование |
Прием моделирования |
Перевод на другой язык |
Образные определения |
Табличный матричный прием |
Прием абсурдных примеров |
"Уплотнение" материала |
Использование аналогий (уподобление) |
Использование маргиналий |
Карикатурное изображение смысла | |
Запоминание через забывание |
Блочный прием |
Доведение выводов до логического конца (абсурда) | ||||
Построение доказательства необходимости запомнить |