Менеджмент сегодня

Переход к рыночному регулированию экономики и современная система взглядов на теорию управления в России

максимально использовать инновации, экономико-математические методы, ЭВМ;

развивать информационные системы, широко использовать глобальные информационные сети (Интернет и др.);

привлекать сотрудников к управлению организацией.

Примерно с середины 80-х годов в центре внимания теоретиков и практиков оказалась проблема инновационного менеджмента. Высокие темпы научно-технического и социального прогресса выдвинули на первый план те системы управления, которые оказались в состоянии быстро и эффективно осваивать результаты научно-технической революции.

Нововведения становятся повседневным явлением. Но это не только появление техники или технологии, но и нововведения в области экономики, а также организационные и управленческие.

Поэтому первостепенная задача менеджмента заключается в создании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения. Решить данную проблему возможно только благодаря созданию более гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами, нового хозяйственного механизма, ориентированного на разработку перспективной продукции, на перестройку организационных форм и функций управления, а также стиля управления. Переход к новой системе управления предполагает выделение управления инновационным процессом в самостоятельный объект управления. В будущем эффективной будет не та организация, которая хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление, нововведения.

Заключение

Итак, мы провели анализ концепций и школ исторического развития теории управления. Сделаем некоторые выводы.

Основными этапами развития управленческой мысли, на наш взгляд, следует считать два периода - донаучный, когда управленческая мысль развивалась в составе других наук, и научный, когда была сформирована и признана наука управления со всеми ее научными течениями, школами и подходами.

Разработана концепция научного управления, она стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление широко признается как самостоятельная область научных исследований.

Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

Школа поведенческих наук помогла работнику осознать собственные возможности, т.е. способствовала росту эффективности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. Эта школа основное внимание уделяла изучению межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организации. Изменение содержания работы и качества трудовой жизни продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения.

Школа науки управления установила, что все переменные (факторы) как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одной из них вызывает изменения в других. 50-е годы ХХ в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению.

Предпринимательскому классу принадлежит заслуга индустриального прогресса страны, который в начале ХХ в. уже представлял собой не героев «темного царства» Островского, а в массе своей образованный, подготовленный по мировым стандартам социальный слой.

В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшие из которых - общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности; формы, методы управления, являющиеся универсальными и действующие в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля в управлении и др.

В настоящее время формируется новая, российская модель управления экономикой, и каждый ее успех или про вал отзывается на уровне жизни населения. Формируются новые термины, новое понимание роли участвующих в управлении. Другими словами, начинает складываться облик современного предпринимателя - человека, который владеет собственностью, использует наемный труд, берет на себя функции стратегического управления с целью получения максимальной прибыли. Руководитель нового типа должен опираться на общечеловеческие этические ценности, владеть теорией, техникой и искусством воздействия на окружающих людей, быть открытым к инновациям, ко всему новому.

Советский период развития теории и практики управления в нашей стране характеризуется значительными достижениями в области приспособления управления к требованиям административно-командной системы - к ее политике, идеологии, системе ценностей, к организационно-правовому и хозяйственному механизмам. Весь потенциал советских ученых и практических работников был направлен на реализацию идей и целей административно-командной системы управления, которая по существу являлась бюрократической, механистической системой. Эта система доказала свою несостоятельность и потребовала радикальной перестройки, основанной на изменении форм собственности, предоставлении организациям всех прав на хозяйственную самостоятельность в распоряжении материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, результатами труда (распределение прибыли и доходов) и выхода на внешние рынки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4